Новости
Надбавка за обиду
Потребитель идёт в суд и выигрывает
Обиженный продавцом потребитель теперь сможет вернуть не только деньги за некачественный товар, но и штраф в размере 50 процентов от всех присуждённых ему сумм. Такое решение недавно вынес пленум Верховного суда России.
Положение о 50-процентном штрафе действовало и раньше. Закреплено оно было в 1992 году законом «О защите прав потребителей». В этом документе установлена ответственность предпринимателя за нарушение прав потребителей. Если требования покупателя не удовлетворялись в добровольном порядке, суд взыскивал с продавца штраф - 50 процентов от всех сумм, присуждённых потребителю.
С 1992 года штраф положено было взыскивать в пользу федерального бюджета. В 2004 году законодатели поправили статью, убрав упоминание о государственной казне. Но суды так и продолжали взимать штраф именно в пользу федерации. Это, конечно, не уменьшало желания потребителя решать свои проблемы через суд, но сильно от существовавшей раньше нормы покупатель и не выигрывал.
Сейчас же доход потребителя, выигравшего дело у продавца, значительно увеличится. Если продавец, например, отказался вернуть деньги за некачественный товар, обиженный покупатель имеет право через суд вернуть не только стоимость вещи, пеню в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения его требований, компенсацию морального ущерба, но ещё и штраф.
Некоторые аналитики предполагают, что такой поворот закона «О защите прав потребителей» привлечёт в суды новое количество обиженных покупателей. Хотя красноярские юристы считают иначе.
- Не стоит думать, что постановление пленума Верховного суда резко повысит правовую культуру красноярцев, - говорит юрист Ольга Пасынкова. - Поток заявлений в суд увеличивается после того, как появляется судебная практика по конкретному вопросу. Например, принято решение в пользу гражданина, другой узнал об этом и тоже пошёл с исковым заявлением в суд.
Обиженный покупатель имеет право через суд вернуть не только стоимость бракованной вещи, пеню за каждый день просрочки исполнения его требований, компенсацию морального ущерба, но ещё и штраф в размере 50 процентов от всех этих сумм.
Специалисты утверждают, что за защитой собственных прав идут самые активные горожане. Именно им на пользу и будет работать новая норма.
- Для предпринимателя ничего не меняется, он и раньше выплачивал штраф за неисполнение требований потребителя, - говорит председатель Красноярского общества защиты прав потребителей Михаил Шевцов. - Так что вряд ли продавцы изменят своим принципам. Тот, кто не хотел доводить дело до суда, сразу возвращал деньги за некачественный товар.
Как считает Михаил Шевцов, невыгодно доводить потребительское дело до суда предпринимателям станет только тогда, когда все обиженные покупатели отнесут в суд заявления. Сейчас же за защитой собственных прав обращается лишь один человек из ста. И в основном с мелкими покупками - туфлями, кофточками, джинсами.