Новости

Ни индульгенция, ни панацея

Ни индульгенция, ни панацея

Получи патент и спи спокойно

Если крупный бизнес в последние годы достаточно стабилен, то о малом и среднем этого не скажешь. Вроде бы закончившийся мировой финансовый кризис до сих пор аукается. В том числе и в предпринимательском климате. Тенденция общая для России, и Красноярск в этом смысле не исключение. Сегодня в краевом центре около 36 000 организаций, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса, и 35 000 индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприниматели составляют около половины от всех субъектов малого и среднего бизнеса. Львиную долю из оставшейся половины занимают микропредприятия. Малых предприятий всего 3 225, а средних - 290. Кстати, на 1 января 2012 года количество последних составило 72 процента от зафиксированного на 1 января 2011 года. Делать далеко идущие выводы по этому поводу не стоит, хотя очевидна связь вымывания средних предприятий с жалобами на возрастающее фискальное бремя - для различных систем налогообложения нагрузка возросла от 50 до более чем 100 процентов.

Что касается распределения по отраслям, то торговля и услуги составили 51,3 процента. Операции с недвижимым имуществом, аренда - 17,6 процента. То есть две трети красноярского малого и среднего бизнеса заняты логистическими, распределяющими функциями. Транспорт и связь - семь процентов, коммунальные услуги - шесть процентов. Обрабатывающие производства - 5,9 процента, строительство - 5,3 процента. При этом доля последних за год сократилась. Но главное не это. По оценке центра налогового консультирования, если на конец 2011 года в Красноярске работали 69 000 предприятий малого и среднего бизнеса, в которых было занято 223 тысячи человек, то к 2014 году количество субъектов может сократиться до 59 000, а число занятых - до 173 тысяч. Следует заметить, что эти достаточно мрачные прогнозы не обязательно сбудутся. Но тенденции в сфере малого и среднего бизнеса не слишком позитивны, что требует определённых решений от власти, если она всерьёз намерена опираться на формирующийся средний класс. И логично, если решения будут касаться самой больной точки - налогообложения.

В этом ключе интересны новации налогового законодательства, которые должны вступить в действие в 2013 году. На самом деле соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ уже внесены, но работать они начнут только после принятия региональных законов.

Главная новация - появление особого налогового режима - патентного, который в перспективе, возможно, заменит единый налог на вменённый доход (ЕНВД).

Не надо быть изобретателем, чтобы получить патент. Достаточно всего лишь быть предпринимателем.

О преимуществах патентов предпринимателям рассказывали неоднократно. Платишь за патент на тот или иной вид деятельности и забываешь и о налогах (поскольку оплата патента и есть форма налога), и об отчётности (а в чём отчитываться, если расчёты с государством уже проведены).

Патентная система для отдельных видов деятельности существовала и раньше, но нынешняя налоговая реформа делает её поистине всеобъемлющей. Прежде всего, существенно расширен перечень видов деятельности, которыми можно заниматься по патенту. Что интересно, в этот перечень попали все виды, которые раньше облагались ЕНВД. Это косвенным образом подтверждает намерения правительства в будущем вообще ликвидировать вменёнку. Правда, далеко не все восприняли патент «на ура».

- Патентная система вызывает массу вопросов, - говорит предприниматель Юрий Никифоров. - Например, такой. Налоговая ставка - шесть процентов. То есть как в «упрощёнке» от доходов. Но вопрос: с чего уплачиваются эти проценты? У «упрощенцев» всё понятно. Получил доход, отсчитал шесть процентов - на, родное государство. А налоговая база патента - «потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду деятельности». Он что, для каждой торговой точки индивидуально рассчитываться будет? Ясно же, что доходы в одном виде деятельности могут быть абсолютно разными. Второй вопрос: а кто будет считать «потенциальную возможность»? Чиновники, которые будут руководствоваться чем угодно, но не интересами предпринимателя. Бизнес - это всегда риск, и даже самый лучший бизнес-план не гарантирует успеха. Тем более если речь идёт о начинающих предпринимателях, у которых ещё нет реального опыта ведения дела. В данном случае государство хочет исключить риск для себя - пойдёт бизнес или не пойдёт, а деньги уже получены.

- У предпринимателей появляется возможность выбора между системами налогообложения - считает начальник консультационно-диспетчерского отдела МАУ «Центр содействия малому и среднему предпринимательству» Денис Бочаров. - Если раньше вы, допустим, открывали магазинчик или парикмахерскую, то обязаны были применять только ЕНВД. Изменения в налоговом законодательстве дают право выбора, какую именно систему: УСН, патент, ЕНВД вы будете использовать. Правда, сегодня о патентной системе можно говорить лишь в общих контурах. Необходимо дождаться краевого законодательного акта, который должен определить ставки доходности по видам деятельности, на которые можно получить патент. Выгоден ли патент? В каждом конкретном случае надо будет считать и сравнивать налоговую нагрузку с другими системами. Имеющийся опыт позволяет сделать вывод: чем больше работников у предпринимателя, тем более выгоден патент. И, наоборот, чем меньше работающих, тем он менее выгоден.

Руководитель МАУ ЦСМП Роман Болтов сравнивает патент с индульгенцией. Своеобразным отпущением налоговых грехов. Кроме всего прочего, применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц. Они также не признаются налогоплательщиками НДС. Впрочем, эти льготы существуют и в других специальных режимах.

Есть, правда, в патентной системе некая странность, относящаяся, скорее, не к бизнесу как таковому, а к государственной политике в области его развития. Как известно, Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» ФЗ-209 забота об этом самом предпринимательстве отнесена к компетенции местных органов власти. В этом смысле вполне логично выглядит ЕНВД, который не только в полном объёме зачисляется в местный бюджет. Муниципалитет имеет право определять параметры этого налога, устанавливая коэффициент К2. А это не только рычаг налогового пресса, но и возможность стимулировать развитие необходимых горожанам видов деятельности. Патентная система также предполагает 100-процентное зачисление средств в муниципальную казну. Но вот правила игры будет определять субъект Федерации. Логично ли это? Законодателям виднее.

Во всяком случае, революции в сфере малого и среднего бизнеса налоговые новации не совершат. Патент панацеей не назовешь. Как и у любого другого налогового режима, у него есть и плюсы и минусы.

К числу плюсов относится простота патентного механизма. По идее, она должна стимулировать к занятиям предпринимательской деятельностью тех, кто «плавает» в вопросах бухучёта и налогообложения. Либо способствовать их легализации. Ведь патент можно взять не только на год, но и на несколько месяцев - например, в сезон сбора дикоросов. Правда, представить себе, что граждане, торгующие черемшой и папоротником, тут же выстроятся в очередь за «индульгенциями» - довольно затруднительно. По весьма простой причине. Для того чтобы получить патент, нужно сначала зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. А что делать с этой регистрацией потом, когда срок действия патента (и сезон) закончатся?

И еще один нюанс. Воспользоваться патентами смогут только индивидуальные предприниматели. Для всех остальных - другие режимы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА