Новости

Гламурматрёшки Западу неинтересны

Гламурматрёшки Западу неинтересны

О чём поют на чужбине кремлёвские соловьи

Журналист Рустем Сафронов - личность неординарная. Автор публикаций на исторические и политические темы, специалист по Латинской Америке, много лет живший в США, ныне советник генерального директора телеканала __Russi__а __Today__, рассказывающего зарубежной аудитории о России, и не только. Полемизируем с гостем, приезжавшим к нам на региональный медиафорум, о том, можно ли улучшить наше всё при помощи заграницы.

__Он эрудирован и учтив, а под лёгким налётом западного лоска таится чисто российская душа, полная переживаний за державу. Рустэм Сафронов пишет статьи, делает передачи для радио и телевидения с 1992 года. Участвовал в первом коммерческом медийном проекте «Открытое радио». Пройдя отборочный конкурс, работал в программе «Вести», был корреспондентом в Думе, в Совете Федераций. Во время репортажа со штурма Белого дома получил тяжёлое ранение.

- Рустем, наверное, тот день навсегда отложился у Вас в памяти? Было очень страшно?

  • Тогда было ранено много коллег-журналистов, некоторые убиты. Конечно, было очень страшно. Представьте только: полыхает здание парламента, всюду танки, люди в форме... Поражала нереальность картины. Прекрасный осенний день, солнце, золотая листва на асфальте. И тут же - трупы, они просто лежали на улице. Я лечил ранение в США, прожил в этой стране шесть лет.

- Та жизнь кардинально отличалась от нашей?

  • США - отдельная вселенная. Считаю, стоит интересоваться обществом, в котором живёшь, а не просто зарабатывать деньги. Находясь там, я старался узнать больше об их культуре. Сделал вывод, что Штаты - очень сложный, многомерный этнически и географически мир, где граждане зациклены на себе и мало интересуются окружающими.

- И как Вам показалось: ностальгия - реальная болезнь или выдумка белых эмигрантов?

  • Сначала было довольно тяжело. Конечно, когда ты трудишься, погружаешься в проблемы общества, о котором пишешь, вроде бы становишься его частью. Но на сто процентов стать своим не можешь, потому что ты продукт другого социума. Американцы наши проблемы плохо понимают, а мы их. Там женщины пилотируют самолёты и служат на авианосцах, причём массово. Идут в космонавты. Сталкиваешься со множеством непонятных нам моментов. Вот как вы думаете, почему они там ратуют за легализацию однополых браков?

Американские гомосексуалисты стремятся узаконить нетрадиционные браки, чтобы неработающие члены гей-семьи могли пользоваться медицинской страховкой, которая распространяется на всех родственников служащего.

- Затрудняюсь ответить, может, из стремления к равноправию?

  • Не совсем так. Мотив узаконить гей-семьи имеет серьёзную экономическую подоплёку. Ситуация такова, что, если у работающего американца есть хорошая медицинская страховка, она автоматически распространяется на всех членов семьи. А геи, даже давно живущие вместе, не семья в глазах закона. И получается, что один человек болен, а его партнёр, имеющий страховку, ничего сделать не может для друга и страдает… Если говорить об общем впечатлении от США, скажу, что наши два государства совершенно разные, их невозможно сравнивать. Но использовать их положительный опыт в каких-то сферах мы могли бы.

- Рустем, а каким Вы видите современное российское телевидение? Что бы изменили в его содержании в первую очередь?

  • Мне кажется, российское ТВ нуждается в очистке. В массе у нас идут дешёвые фильмы, много пошлостей. Конечно, какие-то плотские человеческие слабости допустимы, порок нельзя совсем исключать из контента. Но эти темы не должны быть основными, мейнстримными, их нельзя культивировать. Например, те же США - основной производитель порнографии, но в самой стране подобная продукция не выставлена в открытом доступе, как в журнальном виде, так и на телеканалах, всё тщательно спрятано, чтобы уберечь детей. И за этим бдительно следит общественность.

- Как думаете, нужно ли создавать фильмы о реальных исторических героях, чтобы у наших детей были примеры для подражания?

  • Для современных детей всё, что было в прошлом, не существенно. Сейчас рулит Интернет, клиповое сознание, сети. Но чтобы суметь полюбить своё историческое прошлое, молодёжь должна читать.

В принципе нужно создавать здоровый контент, делать информационный продукт для сплочения нации, её образования, а не только для извлечения прибыли через рекламу и мыльные фильмы. СМИ, конечно, тоже бизнес, но пусть это будет ответственный бизнес.

Телевидение - сильное оружие. А у меня складывается впечатление, что наше ТВ - бесконечный бенефис звёзд, юбилеев певцов, как будто нет никаких других проблем в стране и не о чем говорить.

- А канал ____Russi____а ____Today____ говорит о проблемах?

  • Когда мы просто пытались давать в эфир позитивный имидж России, делали прекрасные сюжеты, показывали этнику, лубок, неотразимых русских девушек, это было не востребовано. Русский гламур, играющий на ассоциациях западного общества - гармонь, снег, матрёшки, медведи, - сейчас никому неинтересен.

Зато как только мы заговорили о болевых точках западного общества, то снискали популярность. Мы освещали оккупацию Уолл-стрит, во время кризиса, когда люди захватывали офисы, ставили на улицах палаточные городки. Полиция США применяла слезоточивый газ, пытаясь ликвидировать эти лагеря, а местные СМИ старались тему замолчать. Мы давали свежие новости по проблеме, и зрители обращались на наш сайт, число посещений подскочило.

Russiа Today вещает на трёх языках более чем в ста странах мира. В 2010 году RT стал вторым по популярности иностранным каналом в США, уступив BBC и обогнав «Аль-Джазиру».

Мы первые дали точку зрения, отличную от всех англоязычных СМИ, показав наш взгляд на конфликт Грузии с Осетией. Поскольку люди за границей не очень знали контекст, они верили, что русские танки пересекли границу с Грузией. Но то, что это была вовсе не «русская агрессия, направленная на порабощение свободной Грузии», а акт по принуждению к миру, вызванный военными преступлениями правительства Саакашвили, никто за рубежом не ведал. Наши корреспонденты были на месте событий, они показали пострадавшую сторону - осетин, раненых и убитых, указали, куда били грузинские «Грады» и так далее. Понятно, что весь хор оппонентов мы не смогли перекричать, но заявили о своём взгляде. И после уже начали развивать проблемную повестку дня, давая российскую позицию, рассказывая Западу об их болевых точках.

- То есть действовать как «рупор Кремля», осуществляя контрпропаганду?

  • Отнюдь. Мы действуем не из мотива: они плохо говорят о нас, и мы в отместку скажем плохо о них. А потому, что зарубежной аудитории интересна наша точка зрения. Во всех странах люди понимают, что власть пытается сказать не всю правду, людям нужно показывать разные мнения, давать некую отдушину. И мы стали играть роль такой отдушины. Не случайно после всего этого Джуллиан Ассанж, автор самых громких разоблачений современности и основатель WikiLeaks, решил делать на нашей платформе программу. До того как найти убежище в посольстве Эквадора, Ассанж провёл на нашем канале десять интервью с ключевыми политиками, мыслителями и революционерами, в числе которых очень одиозные личности, такие, как лидер группировки «Хизболла» шейх Хассан Насралла, ультраправый американский еврей Горвиц, для которого даже Обама коммунист, с неомарксистом писателем Славоем Жижеком. В разгар преследований Джуллиан Ассанж сделал интервью с лидером Эквадора Рафаэлем Корреа, оба понимали, насколько велика опасность для Ассанжа, после чего он и укрылся на территории посольства. ____

- Рустем, что Вас волнует как журналиста кроме романтических революционных тем, Кубы, Аргентины, Че Гевары?

  • Меня волнует положение российской провинции, состояние промышленности. Меня волнует, что мы перестали быть производящей нацией, а становимся потребителями. Но быть только потребителями невозможно! Экономика паразитарного благополучия, продажа ресурсов - это путь в никуда… Думаю, нам нужен более справедливый вариант общественного устройства, где большую роль играют общественные движения. Например, в США очень многое строится на низовом опыте, на мобилизации граждан для отстаивания общих интересов. Там, к примеру, есть дружинники, как были у нас в СССР. Есть районы с табличками, где написано, что территория охраняется дружиной, и реально люди смотрят, чтобы никто не хулиганил. Мы за годы советской власти привыкли ждать указки сверху, но идеологию надо начинать строить с низов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА