Новости
Снимите повязку!
Нынешний год Указом Президента России назван Годом истории. И это не случайно. В августе исполняется 200 лет с того дня, когда полки Наполеона Бонапарта пересекли Неман, пограничную реку в те годы для Российской империи, и двинулись на нашу столицу.
Неудивительно, что краевая специализированная библиотека для инвалидов по зрению старается не отставать от тенденции. Исторический юбилей здесь встречают новыми книгами с тактильными иллюстрациями ручной работы, посвящёнными этой дате, чтимой в России до сих пор. К 200-летию Отечественной войны 1812 года мастерами тактильной иллюстрации Екатериной Жуковой и вашим слугой покорным было изготовлено пять барельефных изображений памятников героев той Отечественной войны. Это барельефные копии бюстов князя Багратиона и фельдмаршала Барклай-де-Толли. Это бюст молодого генерала, партизана, а также известного гуляки-поэта Дениса Давыдова. Кроме того, в тактильный сборник вошла копия мемориального барельефа «девицы-кавалериста» Надежды Дуровой. Этот камень-барельеф установлен на месте, где когда-то был дом Дуровых, в городе Сарапул (Республика Удмуртия). Именно Надежда Дурова стала прототипом героини культовой кинокартины «Гусарская баллада».
Работа над такой галереей исторических персонажей потребовала изрядной предварительной подготовки и весьма приумножила представления художников о событиях тех лет. После многих часов, проведённых в Интернете в поисковиках, мы узнали, к примеру, что цирковые династии Дуровых, как и двоюродный брат укротителей, Лев Дуров, - потомки той самой «кавалеристки» Надежды Дуровой. И что на момент преображения мадам Дуровой в юного корнета «девице-кавалеристу» уже, оказывается, стукнуло двадцать девять лет!
История, разумеется, не терпит сослагательного наклонения, но история полна стереотипов.
Вот стереотип, открытие которого в ходе работы над новыми книгами поразило нас с Екатериной Жуковой более всего. Это произошло в ходе изготовления барельефной копии бюста Михаила Кутузова, установленного в Смоленске, работы скульптора Томского. Мы, как многие россияне, долгие годы были заложниками представлений о Кутузове, созданными рядом актёров в исторических фильмах. Та же «Гусарская баллада» с легендарным Ильинским в роли Голенищева-Кутузова. Везде победитель непобедимого Наполеона был одноглазым. По сути, он был инвалидом. И актёры появлялись на экране с чёрной повязкой на правом глазу. Неудивительно, что стереотип об одноглазом фельдмаршале утвердился в наших представлениях о нём. И вдруг мы читаем: «В последние годы стали массово тиражироваться изображения главнокомандующего русской армией в 1812 году генерал-фельдмаршала светлейшего князя М. И. Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу. «Одноглазого» Кутузова можно увидеть на обложках книг и журналов, на картинах современных художников и на различных сувенирных изделиях, а также на бюстах и памятниках. Подобные изображения не соответствуют исторической достоверности, поскольку Кутузов никогда не носил повязок на глазу. Правый глаз после ранения в голову у Кутузова видел хуже, но полководец не скрывал его повязками. Кутузов не пират, ему незачем было прятать глаз под повязку. Нет ни одного мемуарного или эпистолярного свидетельства современников Кутузова, описывающего фельдмаршала с повязкой на правом глазу.»
И далее: «Общественный совет обращается ко всем художникам и скульпторам, а также к изготовителям печатной и сувенирной продукции с призывом прекратить заниматься фальсификацией истории и перестать тиражировать изображения М. И. Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу».
Суть легенды оказалась весьма прозаична на поверку. Начнём с того, что в начале XIX века носить повязки на глазу после заживления ран было не принято. Даже в том случае, когда глаз совсем отсутствовал. А история болезни пациента Кутузова такова. В 1788 году в бою под Очаковым Кутузов, ещё генерал, получил ранение в голову. Пуля прошла навылет из виска в висок позади обоих глаз. Приговор врачей был однозначен - смерть, однако Кутузов не только не умер, но даже не потерял зрение, хотя правый глаз немного перекосило. Уже через шесть месяцев он вновь оказался в строю. При этом ранее, ещё в 1774 году под Алуштой, так же как и под Очаковым, Кутузов был ранен в голову, причём пуля прошла практически в том же месте. Врачи считали его выздоровление чудом.
А мы сочли чудом, что у двух красноярских мастеров, изготовителей ручных тактильных иллюстраций, хватило усердия докопаться до истины. И незрячие пользователи библиотеки для инвалидов по зрению Красноярска получат представление об истинном образе Кутузова. Слава Богу, скульптор Томский слепил в Смоленске графа Голенищева-Кутузова с двумя глазами.
В Год истории библиотека получит ещё одну тактильную книгу на историческую тематику - «История герба Российского». Это также пять барельефных иллюстраций различных двуглавых орлов. Тут их целый ряд - от герба-печати Ивана Грозного до современного герба нашей Родины.