Новости
И небо - всегда в облаках…
Должна быть в творчестве какая-то загадка
Эти художники - абсолютно разные. Совершенно непохожие друг на друга - и по восприятию мира, и по технике исполнения. При этом - странное дело - каким-то непостижимым образом дополняющие друг друга. Выставка двух мастеров - Гертруда Лейзаренко и Василия Бусыгина - открывается сегодня в Красноярском музейно-выставочном центре (пр. Металлургов, 13а).
Позволим себе привести несколько строк из автобиографии Гертруда Лейзаренко. «Родился в 1934 году 31 июля, коренной красноярец. Хорошо помню: солнечное воскресенье 22 июня 1941 года. Все дома - отец, мама, я. Мне семь лет. Над кроватью тарелка радиорепродуктора передаёт важное сообщение: ВОЙНА.
…Голодное детство. В 1942 году пошёл в первый класс. Уроки делаем при лампе и коптилках. Когда научился читать, полюбил книги. Ярко помню, как записался в библиотеку, которая находилась рядом с хлебозаводом. Запах хлеба кружил голову.
Как все дети, любил рисовать. Узнал, что в доме-усадьбе В. И. Сурикова есть художественная школа. Поступил в 1949-м, окончил в 1953 году».
Наверное, вполне обычная биография для тех времён. И, наверное, суровые годы (не надломили, нет) как-то сказались на творчестве художника Лейзаренко.
Первое, что бросается в глаза - мрачные краски. Как будто серая дымка застилает полотна. Тускло. Блёкло. Загадочно… И небо - всегда в облаках.
«География» работ довольно обширна. Что вполне объяснимо: ещё в студенчестве Гертруд Лейзаренко побывал на енисейском севере, прошёл трассу Абакан - Тайшет. Потом были Хантайские озёра, Байкал, Ергаки, Карелия. И всё это так или иначе отразилось в картинах.
Кому доводилось бывать на нашем Севере, безошибочно угадает, даже не глядя на подпись, старинное село Ворогово - суровое, мрачноватое. Узнает Бахаиху, тот же Байкал, относительно молодой Лесосибирск. Каждому сибиряку согреют душу работы «Иней. Сентябрь», «Снежок. Октябрь», «Апрель. Остров Татышев», «Зима. Декабрь», «Таёжный ручей», «Свежий вытер». Странным образом в эту череду органично вписывается «Херсонес» с парусником. А ещё - картина «В. Высоцкий. Мир вашему дому»: невероятно популярный автор смотрит куда-то внутрь с собственного портрета, который стоит над стареньким проигрывателем, и кажется, будто слушает свои же песни…
Постепенно перестаёшь замечать мрачность красок. Находишь другие оттенки - скажем, в натюрмортах с цветами, букетами сирени. И совсем иначе воспринимаешь строчки из автобиографии Гертруда Давыдовича, 37 лет проработавшего в школе имени Сурикова: «Ученики мои стали художниками, архитекторами, да просто настоящими любителями красоты». Было у кого учиться.
Василий Бусыгин - совсем другой автор. Его работы лишь недавно поступили в коллекцию музейно-выставочного центра. Далёкие от реализма, они как будто призваны будить воображение. И, пожалуй, не случайно на многих значится подпись «Без названия». Смотрите, думайте.
Работы Бусыгина - дело трудоёмкое. Судите сами: создание офорта травлёным штрихом включает в себя несколько этапов: нужно подготовить доску, покрыв её кислотоупорным грунтом, создать рисунок офортной иглой. Потом - травление в ванне с кислотой, пробный оттиск, коррекция печатной формы…
Впрочем, оставим технические подробности для специалистов. Нам важно увидеть, понять, осознать. Оценить.
Творчество Василия Бусыгина можно было бы назвать полигоном для зрительской фантазии. В его работах заключён некий шифр, который, возможно, не всем удастся разгадать. Тем они и интересны. Каждый увидит здесь что-то своё (при известном усилии, разумеется). Загадочные петроглифы в «Сибирском пейзаже», еле уловимые - намёком - фигуры. А может быть - древний окаменевший папоротник?