Новости

Раз льготник. Два льготник...

Раз льготник. Два льготник...

Красноярские перевозчики подозреваются в многомиллионных махинациях

Когда в дверь к жительнице Сосновоборска постучались представители правоохранительных органов, женщина не сразу поняла, в чём дело. «Как часто вы ездите в Красноярск», - поинтересовались следователи. «Раза три в год, не чаще», - не задумываясь, ответила пенсионерка. Надо ли говорить, как велико было удивление женщины, когда ей сказали, что, по данным транспортной компании, услугами которой жительница Сосновоборска пользовалась, пенсионерка за 2011 год совершила около 60 поездок на пригородных рейсах.

Как говорят в главном управлении МВД по Красноярскому краю, в похожей ситуации оказались почти полторы тысячи жителей краевого центра, Емельяновского и Берёзовского районов. Две красноярские автотранспортные компании в течение трёх лет передавали в органы социальной защиты населения фальшивые реестры с завышенным количеством поездок, совершаемых льготниками.

В итоге за каждого псевдопассажира перевозчики получали реальные средства из регионального бюджета. В соответствии с краевым законодательством транспортники, которые осуществляют междугородние и пригородные перевозки, обязаны продавать билеты пассажирам-льготникам по более низким ценам. В свою очередь муниципалитет на основании представленных реестров о количестве таких пассажиров выделяет предприятиям субсидии в качестве компенсации расходов.

- В период с 2009-го по 2011 год злоумышленники подделывали путевые листы, завышая количество проданных билетов по льготным ценам, - рассказыает Светлана Чикирда, заместитель начальника следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю. - В отчётные документы вписывались несуществующие пассажиры-льготники, а затем бумаги предоставлялись для выделения субсидий в муниципальный орган. Как установило следствие, указывалось количество, в два-три раза превышающее фактические поездки граждан. За каждый подобный «проезд» предприятие получало компенсацию от государства. На данный момент установлено, что ущерб бюджету края от действий мошенников составил свыше 20 миллионов рублей, но эта цифра не окончательная.

Подтасковкой информации занималось руководство ИП и ООО, возивших пассажиров в Емельяново и Сосновоборск. Пока названия автопредприятий в интересах следствия не разглашаются, следователям предстоит проделать большую работу. В фальшивых списках указаны реальные данные более полутора тысяч льготников. Каждого из них предстоит допросить, чтобы узнать, сколько поездок человек совершил в действительности.

В краевом правительстве в сложившейся ситуации винят несовершенное законодательство и недобросовестность перевозчиков. Ведь если в Красноярске в автобусах поездки льготников считывают специальные устройства - меморы, поэтому подтасовать количество поездок нельзя, то на пригородных маршрутах таких приборов нет. Кондуктор заносит фамилию льготника в специальную ведомость. Органы соцзащиты проверяют, является ли человек, указанный в ведомости, льготником, но не контролируют, сколько раз он в действительности проехал. Этим несовершенством системы предоставления субсидий руководство двух красноярских автопредприятий и воспользовалось.

В краевом министерстве транспорта отмечают: другого механизма отчёта перевозчиков пока просто-напросто нет. «Сегодня тариф на маршрутах пригородного сообщения установлен за один километр пробега и равен 1,18 рубля, - пояснили «Городским новостям» в ведомстве. - В связи с этим учёт перевезённых льготников возможен только по данным, представленным перевозчиком».

В отношении предприимчивых горе-руководителей двух красноярских автопредприятий сейчас возбуждено два уголовных дела. Если вина злоумышленников будет доказана, им грозит до 10 лет лишения свободы. Сами же организации лицензий на перевозку не лишатся. Так как установлено, что водители и диспетчеры представляли начальству истинную информацию, а подтасовкой занимались вышестоящие инстанции.

- Мошенничество совершали конкретные люди, а не предприятия в целом, - поясняет Светлана Чикирда. - Одна из компаний работает как индивидуальный предприниматель, вторая - общество с ограниченной ответственностью. Учредителем её является государство, руководитель уже отстранён от своей должности.

Официальное сообщение министерства транспорта Красноярского края:

«На сегодняшний день министерством утверждён план «Внедрения системы автоматизированного учёта пассажирских перевозок по единой социальной карте Красноярского края на пригородных маршрутах зонированой системы оплаты проезда», который позволит автоматически фиксировать реальный пассажиропоток льготников с помощью работы считывающих устройств «Memory» в увязке с системой ГЛОНАСС. Ориентировочно эта система заработает в начале 2013 года».

НЮАНС:

Обладатели социальных карт имеют возможность каждый месяц отправляться на пригородном транспорте в неограниченное количество поездок. Для льготников действует своеобразный абонемент, нужно только ежемесячно пополнять счёт своей социальной карты на 110 рублей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА