Новости
Обмелевшие реки, иссохшие берега
В Красноярском крае наблюдается дефицит водных ресурсов
Тут и там видны островки, которых раньше не было. В месте пляжа Енисей выглядит как водоём озёрного типа, обнажилась коса чуть ли не до середины протоки. Со стороны правого берега у первой опоры Коммунального моста всегда стояла вода, сейчас здесь можно спокойно прогуляться. Последствия засушливого лета таковы: Енисей катастрофически обмелел, а значит, и другие реки Красноярья ждёт та же участь.
- К концу июля уровень воды в Енисее по Красноярску опустился до отметки 125 сантиметров. Это не глубина реки, а наше расчётное значение, которое мы ежегодно сравниваем и определяем состояние водного уровня, - рассказывает Иван Гордеев, заместитель начальника отдела гидрологических прогнозов Красноярского Гидрометцентра. - Нынешний показатель на метр меньше обычного. Как следствие, Красноярская ГЭС вынуждена перейти на минимальный расход воды, в сутки сбрасывается 2 100 кубометров в секунду при норме в этот период около 3 000 кубометров. Такие объёмы позволяют городским водозаборам работать без перебоев, но вызывают сложности в навигации.
Сами речники признают: действительно, проблемы есть, но не так уж всё и катастрофично.
- Навигация идёт без срывов, - отмечает Иван Булава, исполнительный директор Ассоциации енисейских судовладельцев, президент клуба капитанов. - Доставлен весь необходимый объём грузов на Большую Хиту для нефтегазодобывающих месторождений, сейчас уже флот оттуда вывели. На Диксон доставлено порядка четырёх тысяч тонн нефти для котельных. Идёт поставка угля до Караула, Воронцово. Остались небольшие объёмы грузов до Носка, и уже в этой декаде дойдёт весь груз до Снежногорска. Безусловно, сложности всё же возникают, в частности, по паромным переправам, но навигация продолжается. А вот где и в самом деле сегодня большие трудности, так это в области лесозаготовок. Сегодня план по сплаву леса выполняется в лучшем случае на 50 процентов - необходимо сплавить порядка четырёх миллионов кубометров. Плоты-то в своё время готовились под определённую осадку, а сегодня соответствующего ей уровня воды нет. И существует опасность, что заготовленный лес вообще останется в плёсе. Тогда спасти его уже не удастся, весной, когда река вскроется, его снесёт. Альтернативные варианты сплаву, конечно же, имеются. Это доставка автомобильным транспортом или при помощи зимников. Но в этом случае увеличатся затраты на транспортировку, что скажется на конечной цене продукции.
В настоящее время уровень воды в Енисее то повышается ненамного, то вновь понижается.
Низкие уровни отметки воды в Енисее в засушливые годы
1990 год - 86 сантиметров
2008 год - 140 сантиметров
2012 год - 125 сантиметров
Норма - 225 сантиметров
По прогнозам Красноярского Гидрометцентра, показатель в 125 сантиметров сохранится до конца августа. То, как будут разворачиваться события в сентябре, во многом зависит от небесной канцелярии. Хотя и осадки вряд ли выправят ситуацию.
- Енисейское бассейновое водное управление телеграммой извещает о том, что с 1 сентября сбросы Богучанского гидроузла будут снижены до санитарного отпуска 1 100 кубометров в секунду, - рассказывает Иван Булава. - Река, конечно, обмелеет, но не пересохнет. В последнем совещании межведомственной рабочей группы по регулированию режима работы водохранилищ Ангаро-Енисейской, Северо-Енисейской ГЭС, уровня воды озера Байкал приняло участие и краевое правительство. На заседании обозначено состояние водохранилищ, и оно неудовлетворительное. Тем не менее я не думаю, что навигация остановится. Сейчас весь крупнотоннажный флот сосредоточен в низовьях Енисея, то есть в местах, где уровень воды позволяет без проблем двигаться судам по реке. Надеюсь, что благодаря усиленной экономии воды энергетиками осенью Красноярская ГЭС сможет увеличить сбросы воды, чтобы флот смог подняться до пунктов отстоя. Такая практика, кстати, применялась и раньше.
Экономить водные ресурсы энергетики вынуждены, чтобы накопить необходимый запас воды на зиму. На сегодня уровень в водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС ниже нормы на 3,9 метра, а Красноярской - на 5,8 метра. Богучанской ГЭС не хватает до нормы более 30 метров. При нынешних скудных осадках набрать недостающий объём воды проблематично, поэтому и планируется ограничение сброса до санитарных 1 100 кубометров в секунду. При этом, чтобы обеспечить судоходство по Ангаре, необходимо сбрасывать порядка 3 000 - 3 200 кубометров в секунду. При санитарных 1 100 кубометров в секунду этой осенью суда ходить по реке не смогут, так как уровень воды упадёт. Обмелеет и Енисей, но насколько, пока неизвестно.
К слову, самой минимальной отметки в 86 сантиметров уровень воды в главной артерии Сибири достигал в марте 1990 года, но на тот момент навигации ещё не было, она начинается позже. В последние годы, как уверяют речники, бывает, что Енисей не замерзает даже в ноябре. И если осенью будет тепло, это позволит продлить сроки судоходства. Обычно же навигация длится до конца октября. Как сказали в пресс-службе Енисейского речного пароходства, навигация пока идёт по плану. По состоянию на начало августа, осталось завезти в северные районы Красноярского края и Норильский промышленный район более 1,5 млн тонн грузов - это порядка 50 процентов от общего объёма перевозок в навигацию 2012 года.
Как в целом мелководье отразится на экологии реки, пока эксперты прогнозировать не берутся, но и катастрофами не пугают. Бывалые речники говорят, что нынешний уровень воды вполне позволяет рыбе идти на нерест. Гидрологи не припомнят какой-либо связи между маловодьем летом и количеством выпавшего затем снега зимой. Полноценный же анализ необходимо делать уже по итогам всего нынешнего и прошедшего годов, учитывая и водных обитателей, и степень очищения воды, и много других показателей.
Между тем в Эвенкии бьют тревогу: из-за обмеления малых рек и приостановленной навигации снабжение в округе продовольствием поставлено под угрозу. В результате бюджетные учреждения могут столкнуться с дефицитом продуктов. Речь идет в первую очередь о скоропортящихся продуктах, которые нужно завозить регулярно: молоке, яйцах, овощах. Глава Эвенкийского муниципального района считает, что для решения проблемы нужно привлекать авиатранспорт. Но и здесь есть трудности: из-за дыма от лесных пожаров закрыты аэропорты Ванавары и Байкита для приёма воздушных судов.
Если ситуация с дождями не изменится, подобные трудности могут возникнуть и в других северных районах края.