Новости

Идём на запад и восток

Идём на запад и восток

Генплан намечает векторы развития

В будущем Красноярск, возможно, заметно расширит свои границы и займёт куда большую территорию, чем в настоящее время. Уже сегодня градостроители говорят о том, что город постепенно поглощает прилегающие к нему земли, а сельские населённые пункты становятся районами краевого центра.

Справедливость таких прогнозов доказывает тот факт, что совсем недавно в границы Красноярска вошла деревня Песчанка. И вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия краевой центр подвинет пограничную черту ещё дальше. Этому есть вполне компетентное документальное подтверждение. Дело в том, что при разработке нового Генерального плана мегаполиса проектировщикам поневоле приходится заглядывать в грядущее Красноярска и оценивать демографическое и экономическое будущее краевого центра.

Главный градостроительный документ, по которому нынче живёт Красноярск, разрабатывался в 1999 году. Практически к разработке нового Генплана должны были приступить в 2015-м, но, как говорят специалисты, потребность в изменении карты города назрела гораздо раньше.

- Существующий Генеральный план уже не отвечает современным требованиям, - считает начальник отдела по подготовке документации территориального планирования и градостроительного зонирования департамента градостроительства администрации Красноярска Ольга Коваленко. - Выросло население города, появились новые жилые районы, изменилась транспортная схема. Кроме того, прошлый Генеральный план готовился в другом экономическом периоде. С тех пор изменились градостроительные нормы проектирования жизнеобеспечения.

Градостроители оценили сложившуюся ситуацию и приняли решение: не дожидаться плановых сроков, а начать работать над новым Генеральным планом уже сегодня.

2012 год даёт старт первому этапу создания главного градостроительного документа. Уже сегодня подготовлено техническое задание на разработку Генплана, в августе планируется провести конкурс на выбор исполнителя работ, после чего начнётся анализ демографической и экономической ситуации в Красноярске. Как говорят в департаменте градостроительства, к 2015 году Генплан должен быть полностью готов. Ему предстоит пройти согласование в краевом министерстве строительства и архитектуры, а также министерстве культуры, а затем стартуют публичные слушанья, в ходе которых все горожане смогут высказать своё мнение по поводу дальнейшего развития Красноярска. И только после этого глава города будет принимать решение о передаче градостроительного документа в Красноярский городской Совет для утверждения. Именно депутаты поставят точку в работе над Генеральным планом.

Как говорят специалисты, по новому Генеральному плану Красноярск будет развиваться в намеченных ранее направлениях, потому что новых территорий для освоения крайне мало. Наиболее перспективные зоны - жилые районы Солонцы-2, Плодово-Ягодная станция, Юго-Западный, Тихие Зори. Если будет перенесён комбайновый завод, начнётся воплощение в жизнь уже утверждённого проекта развития исторического центра.

- Для рассмотрения рабочих вопросов, возникающих при подготовке Генерального плана, создана экспертная комиссия. Она уже начала работать, - поясняет Ольга Коваленко. - В неё вошли представители администрации города, ведущих проектных мастерских, эксплуатирующих организаций, общественности, строители и архитекторы.

Пока рано говорить о том, каким будет новый Генеральный план. Но уже сегодня градостроители предполагают, что развиваться Красноярску предстоит в направлении Емельяновского и Берёзовского районов. Специалисты считают, что расти городу во всех направлениях будет достаточно проблематично. Например, дорогу в Дивногорск градостроители считают тупиковой, в этом направлении практически невозможно вести новое строительство, ведь на данном участке город ограничен горами и заповедником «Столбы». А вот с другой стороны правобережья мест для развития мегаполиса предостаточно.

- Берёзовский район тоже вплотную подошёл к Красноярску, возможно, Берёзовка скоро войдёт в краевой центр, - поясняет Ольга Коваленко. - Свободные территории остаются в Емельяновском районе.

Границы города - очень важный аспект, который должен утвердить новый градостроительный документ. Уже сегодня границы, определённые существующим Генеральным планом, не совпадают с территорией города, утверждённой законодательным решением. Наш мегаполис вырос за последние десять лет. И, несомненно, будет увеличиваться и дальше.

- Любой Генеральный план делается с расчётом расширения границ, - констатирует Ольга Коваленко. - У нас появился глубокий обход Красноярска, и возможно, город вырастет до этих пределов. Но окончательное решение будет принято после проведения градостроительного анализа. Просчитываться будет всё - от экономики и демографии до размещения производств, транспортной схемы, инженерной инфраструктуры, а также возможных путей развития территорий в городе.

Специалисты говорят, что у разработчиков Генплана есть хорошая возможность оценить развитие Красноярска с учётом уже имеющихся схем территориального планирования. Они создавались как для всего Красноярского края, так и для отдельных районов Красноярской агломерации, прилегающих к городу. При разработке Генплана будут учитываться и уже существующие проекты планировки городских районов и микрорайонов. Сегодня в работе у градостроителей 21 проект планировки застраиваемых территорий краевого центра. Свои планы имеют исторический центр, Сибирский федеральный университет, жилые районы Николаевка, Покровка, Южный Берег и другие. Разрабатываются - Пашенный, Тихие Зори, Юго-Западный, Бугач. В этом году за счёт сэкономленных средств планируется разработать ещё два проекта планировки. Вслед за ними последует разработка планов для уже застроенных территорий. В департаменте градостроительства считают обязательным приведение в порядок и уже сложившихся территорий.

Уже многое делается для урегулирования строительства в краевом центре.

- Новый Генеральный план должен решить многие задачи, - считает Ольга Коваленко. - В том числе пересмотреть всю транспортную схему и инженерную инфраструктуру, определить пути развития производственного комплекса, жилых и общественных территорий.

Специалисты отмечают: и в нынешнем Генеральном плане было предусмотрено строительство транспортных развязок. Вместе с тем, для того чтобы решить проблемы пробок и заторов на дорогах Красноярска, одних усилий градостроителей будет недостаточно. Чтобы горожане не теряли время в пути, необходимо создать транспортную модель краевого центра, разработать целый комплекс мер, в том числе административно-ограничительных, по регулированию дорожного движения с помощью единого логистического центра. Немалое значение имеет и развитие современной системы общественного транспорта. Только такая модель позволит решить дорожную проблему краевого центра.

Одним из резервов для развития города могут стать площадки, занятые производственными предприятиями. При разработке нового Генерального плана необходимо более детально рассмотреть перспективы выноса промзон за черту города.

- Следует определить, какие производственные зоны необходимо оставить в Красноярске как градообразующие, а какие - вредные и нерентабельные - производства вынести за пределы краевого центра на сопредельные территории агломерации.

Вопросов у градостроителей накопилось много. На большинство из них и призван ответить новый Генеральный план. Градостроительный документ определит основные векторы развития города.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА