Новости
Глава Красноярска Эдхам Акбулатов: «В Красноярске звучит музыка мостов»
Глава Красноярска Эдхам Акбулатов получил высшее строительное образование, так что эту отрасль экономики знает, что называется, изнутри. Накануне профессионального праздника - Дня строителя мы встретились с Эдхамом Шукриевичем и выяснили, появится ли в Красноярске аквапарк, почему мэр краевого центра считает Никиту Хрущёва гениальным градостроителем, а также какие дисциплины предпочитал посещать в Красноярском политехническом институте Акбулатов-студент.
- Эдхам Шукриевич, говорят, что студенческие годы самые незабываемые. А сегодня Вы можете вспомнить, какой предмет в институте был у Вас любимым? На какие занятия Вы ходили с удовольствием?
- Сложно сказать, какой предмет в институте нравился больше. Сейчас могу признаться, что некоторые занятия я и вовсе пропускал. Как, наверное, любой студент. Но к экзаменам относился ответственно.
А когда пошёл в аспирантуру, исследования меня очень увлекли. Моя работа посвящалась железобетонным конструкциям многоэтажных зданий. Я изучал поведение железобетона в тех или иных условиях, искал эффективные решения конструкций. Это мне было очень интересно.
- «Архитектура - это застывшая музыка». Когда едете по городу и смотрите на здания в разных районах Красноярска, какая музыка звучит в Вашей душе?
- Есть и другое выражение: «Архитектура - это польза, прочность и красота». При этом польза стоит на первом месте. Я считаю, что архитектура - образ, который остаётся в подсознании от созерцания здания. Например, наш Коммунальный мост - уникальное инженерное сооружение, которое на века определило облик Красноярска. Оно придаёт городу звучание. В краевом центре, на мой взгляд, звучит музыка мостов.
- Есть в Красноярске здание, которое Вы считаете идеальным с архитектурной точки зрения?
- Мне нравится исторический центр. На проспекте Мира могу назвать целый ряд зданий очень гармоничных и разумно спроектированных. Например, дома, построенные архитектором Соколовским. Эти здания и сейчас в хорошем состоянии, что говорит о том, что автор проектов - талантливый архитектор. Очень нравится здание бывшего юридического института на проспекте Мира, 49, дома, построенные купцами Гадаловыми, торговый дом Либмана (там расположен магазин «Бирюсинка»). Это шедевры архитектуры. Считаю, что придали облик городу здания на площади Революции - краевая библиотека, краевая администрация, железная дорога. Из современных объектов мне нравится жилой дом, разместившийся сразу за сквером Сурикова на улице Красной армии, первая высотная башня на улице Молокова. К ней по-разному можно относиться, но мне импонируют её планировка и те решения, которые были предложены проектировщиками. Так что удачные решения есть и в современной архитектуре Красноярска.
- Какими Вы видите исторические кварталы Красноярска? Как относитесь к планам по переносу административного центра города на Взлётку?
- Исторический центр Красноярска уже сложился, и его невозможно изменить. Многие здания, возведённые здесь, нельзя переделать под жилые дома и даже под магазины. Они изначально были предназначены для размещения органов управления, под них спроектированы. Поэтому уверен: здесь всё останется так, как есть.
Я был противником переноса здания краевой администрации на новую площадку. Считаю, что эта идея несвоевременна. Краевая исполнительная и законодательная власти должны остаться в историческом центре. Но у Взлётки всё же есть шанс стать новым деловым центром Красноярска. Впрочем, стягивать туда все офисы нет смысла: ведь в городе, где живёт миллион человек, не должно быть одного центра. И опыт других городов это подтверждает. 15 лет назад я был в Лос-Анжелесе. В выходной день даунтаун (там располагается большинство офисов) - вымершее место. Двери закрыты, никого нет, даже по улицам никто не ходит. Такой центр представляет из себя унылое зрелище, хотя в рабочее время в даунтауне жизнь бурлит. Если мы не хотим повторять чужих ошибок, если хотим, чтобы город был гармоничным, нам необходимо создать несколько центров притяжения. Тогда не будет нужды с окраины добираться в другой район, чтобы почувствовать кипение жизни. Поэтому я бы говорил не о переносе центра (административного, делового, культурного), а о создании новых точек притяжения. Мне кажется, появление ещё одного центра на Взлётке - идея разумная. Сейчас разрабатывается проект планировки ядра, где находятся недостроенное здание крайкома, рынок «Новая Взлётка», будущий сквер 400-летия Красноярска. Границы ядра будут включать в себя выход к береговой линии Енисея и к предполагаемой гостинице «Мариот». Нужно заранее в деталях продумать и понять, что на этой территории будет создано.
Появление нескольких новых деловых центров города диверсифицирует нагрузку. Люди будут работать в разных частях Красноярска. В том числе и в Сибирском федеральном университете, который также является центром притяжения. Сегодня СФУ - наиболее крупное учреждение в краевом центре по количеству занятых. Даже на КрАЗе и на Красмаше меньше работников. СФУ - уже сформировавшийся центр притяжения, и таких мест в городе должно быть много.
- До недавнего кризиса Красноярск постоянно рапортовал о наращивании темпов жилищного строительства. А как сегодня обстоят дела в этой сфере? Удастся ли вновь выйти на высокие рубежи?
- По нашим расчётам, за пять лет объёмы ввода жилья в городе должны достигнуть одного миллиона квадратных метров. Это современные и комфортные дома, возведённые с применением новых технологий. Доля панельных домов должна уменьшаться: таково требование времени, таковы условия конкурентного роста. Они должны замещаться монолитным четырёх-пятиэтажным и малоэтажным жильём. Потенциал такого строительства есть у нас в Покровке. Деревянные дома должна исчезнуть с этой территории. На их месте появятся не высотные здания, а именно малоэтажные сооружения. Покровская гора - историческое место, которое стало профилем Красноярска, и сложившийся здесь пейзаж не может меняться, застройка должна вписываться в ландшафт.
В своё время закладывался малоэтажный жилой район Славянский на Дрокинской горе. Проект этот очень дорогой, и не думаю, что люди будут активно вкладывать в него деньги, поэтому в ближайшие годы вряд ли пойдут средства в застройку Дрокинской горы ярусами малоэтажных домов. Хотя осваиваемые в настоящее время участки в этом районе мы должны обустроить инженерной инфраструктурой в ближайшее время. А вот Кузнецовское плато - место перспективное. Но прежде здесь нужно решить инфраструктурные вопросы: подвести тепло, воду, электроэнергию. Интенсивно будет вестись малоэтажное строительство и на прилегающих к городу территориях - в Емельяновском и Берёзовском районах. Здесь лучше экология, и, думаю, люди будут стремиться поселиться в таких комплексах, как Новалэнд или Солонцы-2. Таких малоэтажных посёлков на въезде в город должно быть больше, но привлекательной жизнь за городом становится только с развитой транспортной инфраструктурой.
Так что в городе должны появиться новые транспортные магистрали, которые позволяют перемещаться между районами Красноярска, минуя центр. Например, четвёртый автомобильный мост через Енисей, который сейчас строится, позволит в обход центра переезжать с правобережья в Октябрьский район и за пределы города. Таким образом будет сформирован южный обход. Должна расширяться улица Свердловская и примыкающие к ней магистрали, сейчас готовится такой проект. Это позволит опять же сформировать обходные пути. Точно такая же реконструкция должна пройти в северной и северо-восточной частях города. Здесь обходной маршрут сформируется с помощью путепровода над улицей Авиаторов с выходом на Северное шоссе. Ещё один транзитный коридор - улицы Калинина, Брянская, 2-я Брянская и 9 Мая. Второй транзит появится несколько севернее - выход с Северного шоссе на трассу М-53 и заезд в город со стороны Мясокомбината, где должен появиться ещё один путепровод. Он позволит двигаться в сторону Ветлужанки так же обходным маршрутом.
- В последнее время большое внимание уделяется не только транспортной и социальной, но и экологической инфраструктуре города. Учитываются ли в градостроительных планах краевого центра эти моменты?
- Уровень озеленения (сегодня на одного жителя города приходится от трёх до пяти квадратных метров зелени) в ближайшие годы должен увеличиться как минимум вдвое. И не только за счёт строительства крупных парков и скверов, но и с помощью небольших зелёных зон в разных точках Красноярска.
Отдельный вопрос, связанный с экологией, - размещение в краевом центре промышленных предприятий. Безусловно, городу нужны производства, ведь людям необходима работа. Но промышленные зоны должны быть обустроены с учётом всех экологических и санитарных требований. Такая площадка может появиться в северо-восточной части Красноярска, недалеко от ТЭЦ-3. Сохранятся как промышленные территории существовавших ранее предприятий правобережья - «Сивинита», шинного завода, РТИ, Сибтяжмаша. Но это должно быть современное экологичное производство, соответствующее всем требованиям сегодняшнего дня.
- А как повлияют на градостроительный облик Красноярска планы по проведению на сибирской земле Универсиады-2019?
- Для участия в Универсиаде в краевом центре должны появиться новые спортивные сооружения как для профессионалов, так и для любителей. И это не только крупные комплексы, ориентированные в основном на зимние виды спорта, но и спортплощадки в школах, во дворах домов. И всё же главные замыслы, которые хотелось бы реализовать, связаны с появлением в Красноярске новых жилых районов, построенных по современным стандартам - комплексно. С удобными зданиями образовательных, медицинских, спортивных и иных социальных учреждений.
- Многие жители Красноярска мечтают о том, чтобы в нашем городе был построен аквапарк. Сбудутся ли их надежды?
- Для этого должен появиться инвестор, который захочет построить такой досуговый центр. Муниципалитет же не станет возводить это здание. Перед властью сегодня стоят другие, более насущные проблемы. Это строительство детских садов, школ, дорог. Но я считаю, что аквапарк в городе обязательно должен быть, ведь красноярцы любят цивилизованный активный отдых. Это доказывает пример острова Татышев: летом на его площадки приезжают десятки тысяч человек. В погожий день здесь уже сложно найти уединённое место. К слову, мы планируем продолжить обустройство острова, чтобы люди могли свободно и комфортно заниматься физкультурой: кататься летом на роликах и велосипедах, заниматься на тренажёрах, играть в баскетбол и волейбол, а зимой выходить на лыжные трассы и каток.
Но красноярцы хотят отдыхать у воды и летом, и зимой, потому нужно строить аквапарк. Уверен, он будет пользоваться большой популярностью у горожан и гостей краевого центра.
- Вернёмся к теме строительства социальной инфраструктуры. Сейчас проекты детских садов, поликлиник, больниц предполагают их тиражирование. Не получим ли мы через несколько лет кварталы однотипных строений, не представляющих архитектурной ценности?
- Типовое строительство закончилось в России на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. Тогда существовали институты типового проектирования общественных и жилых зданий. Они готовили проекты, которые тиражировались по всей стране. К чему приводит ограниченный подход к проектированию, хорошо показал в своём фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдар Рязанов. Другая крайность - дворцы. Все здания по индивидуальным проектам - красиво, но очень дорого, неподъёмно. Я считаю великим человеком Никиту Сергеевича Хрущёва, который ушёл от сталинской архитектуры и начал строить типовое жильё. Люди были счастливы, когда из бараков и подвалов переезжали в собственные квартиры. Для того времени это было гениальное решение. Но дорога эта завела в тупик, потому что исчезла архитектурная эстетика. Сегодня мы говорим о проектах повторного применения, которые более интересны, чем типовые проекты прошлых лет. Десять детсадов, которые сейчас строятся, это не дворцы, но они современные и эстетически привлекательные. Многие из них построены по модульному принципу: могут быть как на 130 мест, так и на 270. Такие объекты отвечают требованиям сегодняшнего дня. У нас слишком велика потребность в детских садах, чтобы строить дворцы. Кроме того, мы должны понимать, что здания должны быть экономичными - ресурсы дорожают с каждым днём. И, возводя здание, мы должны понимать, насколько оно функционально. Кроме того, я считаю, время имперской архитектуры прошло. Строительство огромных зданий и сооружений больше характерны для Советского Союза или империи. Например, Зимний дворец мог быть возведён только в монархическом государстве.
- Точечная застройка стала настоящим бичом Красноярска. При этом можно сказать, что она «узаконена»: мы знаем массу примеров, когда застройщики через суд добиваются права возвести многоэтажку во дворе уже сложившегося микрорайона. Может ли городская администрация влиять на этот процесс?
- Проблема точечной застройки стоит очень остро. Если раньше она существовала только в центре, то сейчас стоит в каждом районе Красноярска. Сейчас в городе 31 проблемная площадка точечной застройки, по которым идут судебные процессы. Следует признать, что отдельные решения были градостроительными ошибками. И сегодня, принимая решения об отказе от тех или иных застройках, мы должны понимать, что город должен компенсировать застройщикам издержки. Это цивилизованный путь. И очевидно, нужно будет по нему идти. Смысл точечной застройки заключается в возможности присоединения новых объектов к уже существующим сетям и коммуникациям. И перекладывать всю ответственность на строителей было бы неправильно. В Красноярске пока нет реализованной программы перспективного развития инженерных сетей и коммуникаций. Ресурсоснабжающие организации не успевают за развитием города. Поэтому строители вынуждены уходить внутрь Красноярска - уплотнять застройку, повышать этажность. Думаю, это неправильный путь для краевого центра. Считаю, точечная застройка невозможна за счёт скверов и дворов. Она может идти только за счёт сноса ветхого и неблагоустроенного жилья. Сейчас мы работаем над тем, чтобы определить порядок освоения застроенных территорий. Предполагается, что строительная компания и муниципалитет будут заключать договор о государственно-частном партнёрстве, в рамках которого застройщик возьмёт на себя обязательство расселить жителей сносимых домов в обмен на преференции. Например, за предоставление на конкурсе площадки без платы за неё.
- Очень часто застройка новых микрорайонов не соответствует запросам горожан. Например, придомовая парковка на десять машин при ста квартирах в доме. Правила градостроительства пора менять. Что делается для этого в городской администрации?
- Сейчас разрабатываются новые градостроительные нормы Красноярска. В них предусматривается, что при строительстве жилого дома на каждую квартиру должно быть предусмотрено парковочное место. Но думаю, что принятие этих норм будет сопровождаться и некими правилами содержания придомовой территории. Например, если в доме есть парковка, нельзя оставлять машину во дворе. Это будет считаться административным правонарушением. А чтобы парковки заполнялись, они должны быть доступны. Это возможно, если при строительстве будут применяться современные технологии. Например, во многих странах популярны автоматизированные вертикальные парковки.
- Как Вы считаете, что отличает большой город? Обладает ли Красноярск атрибутами мегаполиса?
- Существует масса признаков большого города. Это развитость инфраструктуры, наличие производства, аэропорта, объектов культуры и спорта, развитой системы здравоохранения, системы подготовки кадров. Атрибутом большого города является ещё и то, что он служит опорным центром территории. Красноярск обладает всеми этими признаками. Именно к нам едут учиться и лечиться. Но у большого города существуют не только преимущества перед маленькими территориями, но и серьёзная миссия. Это государственный форпост, который обязан развиваться. Поэтому жители Красноярска должны понимать: на них лежит ответственность за судьбу региона, в котором находится наш город.