Новости
Музыка их связала
Чем закончится конфликт противников и сторонников уличного радио
“Прослушивание навязчивой рекламы каждые четыре минуты и “Прощание славянки” по пять раз в день — это перебор, — считают жители домов по улице Карла Маркса. — Летом невозможно открыть окно — постоянно стоит назойливый фон, и ведь эту программу не убавить и не выключить в течение всего дня”. Сторонники уличного радио уверяют: шум автомобилей и улицы мешает гораздо больше, а музыка, звучащая в центре города, давно стала визитной карточкой Красноярска.
Спор разгорелся в июле и продолжается до сих пор. Тогда жители трёх домов по улице Карла Маркса обратились в Гражданскую ассамблею с просьбой о помощи в разрешении конфликта.
— Три года назад до наших домов дотянули линию уличного радио, с тех пор нам постоянно приходится слушать этот ор, — рассказывает Лариса Казачкова, жительница улицы Карла Маркса. — Радио мешает нам жить, осуществлять право на отдых. Мы уже обращались с письмами в прокуратуру, к участковому инспектору, но они остались без ответа. Тогда решили подготовить коллективное обращение в Гражданскую ассамблею. Одна из наших соседок — молодая мамочка — прошла по квартирам, за вечер собрала сорок подписей разгневанных жильцов. Мы просим, чтобы динамики убрали подальше от жилых домов — на набережную, на Театральную площадь. Хотим прийти к компромиссу, чтобы никто не был обижен. Поверьте, постоянный назойливый фон мешает нам жить, летом открывать окна невозможно — радио перекрикивает даже домашние телевизоры. И так каждый день.
После получения обращения Гражданская ассамблея провела горячую линию, красноярцам предложили высказаться относительно работы уличного радио. По словам председателя совета ассамблеи Алексея Менщикова, результаты таковы: 60 процентов против вещания этого канала, 40 — за. Одновременно на одном из городских телеканалов прошли сюжеты, рассказывающие о негативном влиянии уличного радио.
____В ответ руководитель красноярского уличного радио Олег Тихомиров собрал пресс-конференцию и заявил, что телевизионные сюжеты построены на лживой информации, а результатам опроса доверять нельзя, поскольку невозможно проверить достоверность ответов.
— Что касается нашей сетки вещания — неправда, что реклама на радио звучит каждые четыре минуты, — говорит Олег Юрьевич. — Рекламные блоки выходят один раз в десять минут. Несколько лет назад к нам уже обращались жители центральных улиц с жалобами на то, что радио мешает. Мы предложили им провести звуковую экспертизу, чтобы проверить, действительно ли звучание радио превышает допустимые нормы. Жители обратились в Роспотребнадзор, специалисты управления провели экспертизу, нарушений не установлено.
Защитники уличного радио — представители инициативной группы “Патриоты Красноярья” — провели свой опрос общественного мнения.
— Мы вышли на улицы Красноярска в тех местах, где вещает радио, — рассказывает Олег Лютых, руководитель инициативной группы. — В течение полутора часов собрали 210 подписей под открытым обращением в поддержку его вещания.
В бумаге указано, что за годы работы радио “стало не только украшением и достопримечательностью города, но и мощным источником получения оперативной и достоверной информации”. Сюжеты по телевидению и проведённую горячую линию “Патриоты Красноярья” считают манипуляцией общественным сознанием. “Мы не согласны с тем, что за нас в очередной раз решают, как нам жить, — сказал Олег Лютых.— Выступаем за свободу прессы. Экземпляры обращения мы направили в администрацию Красноярска и Гражданскую ассамблею. Гражданская позиция горожан должна учитываться при принятии решений”.
____Ценность гражданской позиции отмечает и председатель Ассамблеи Алексей Менщиков.
— Обращение в СМИ, проведение горячей линии — это не наша собственная инициатива, это заказ от жителей, которым мешает вещание уличного радио, — отмечает он. — Гражданская ассамблея не может высказывать собственных позиций, а только отражает мнение граждан. Главная претензия жителей состоит в том, что представители радио не хотят вступать с ними в диалог. Поэтому наша задача — посадить за совместный стол переговоров обе стороны, а также чиновников городской администрации, курирующих работу уличного радио, и представителей надзорных служб.
Алексей Анатольевич уверен, что Ассамблея должна работать в формате трёх Д — диалог, дискуссия, действие.
— Действия необходимо предпринимать только после совместного обсуждения и принятия решения, именно таким местом для дискуссии и станут общественные слушания, — говорит он. — На встрече поднимем вопрос о переносе динамиков радио в те места, в которых они не будут мешать. Организуя слушания, мы не ставим целью закрытие бизнеса, главное — научить людей гражданскому диалогу.
При этом Менщиков отметил: если одна из сторон не пойдёт на компромисс, придётся “запускать механизм общественного принуждения”.
— По закону рекомендации, принятые на общественных слушаниях, не имеют обязательного характера, — говорит Алексей Анатольевич. — Но сейчас в Государственной думе рассматривается проект закона об общественном контроле. В нём предусмотрены инструменты общественного принуждения и воздействия. В том числе оговаривается, что результаты публичных слушаний должны быть приняты всеми сторонами, в ином случае несогласной необходимо подготовить мотивированный отказ, доказать, почему народ не прав.
По словам Алексей Анатольевича, этот закон должны принять уже в сентябре.
Между тем на красноярских интернет-форумах проходит своя дискуссия. Противники и сторонники уличного радио приводят самые разные аргументы. “Если прислушиваться к общественному мнению, в городе надо закрыть все фонтаны, убрать цветочные фигуры, снести памятники и скульптуры”. “Мне лично не нравится навязчивая реклама, должен быть выбор, как её не слушать, кроме как закрыть уши — это опасно на улице. Считаю, что так нарушаются мои права потребителя, ведь я не могу отказаться от её прослушивания”. “Уличное радио в Красноярске — самое лучшее в России. Музыка мягкая, ненавязчивая, приятно ходить по городу под такие мелодии”…
Провести общественные слушания решено в этом месяце. Дискуссия покажет, умеют ли горожане договариваться. Если, конечно, на обсуждения прибудут все заинтересованные стороны, пока встречи у конфликтующих не складываются.