Новости
Неуд за круги по стадиону
Когда физкультура в помощь математике
Физрук замучил уже. Стараешься и прыгнуть дальше, и пробежать дистанцию быстрее, а он твердит одно: «Плохо, норматив выполнил только на три. В классе все смеются, дразнят слабаком. Родители дома ругают: по всем предметам четыре-пять и лишь по физкультуре три. Знакомая ситуация? Наверняка кто-то сам прошёл через подобное, а у кого-то ребёнок оказался в схожем положении.
Реальность такова, что, увы, сегодня физкультуру школьники жалуют не особо, и их можно понять. У нас ведь как - что ни образовательное учреждение, то инновационная площадка.
- Дочка нынче пойдёт в одиннадцатый класс, - рассказывает Татьяна Овчаренко. - Естественно, что основной упор будет на подготовку к ЕГЭ. В прошлом году, помню, она проводила исследование и потом защищала свою работу. И каких-то ещё разных проектов было много, но, девочка моя молодец. Справилась! А вот с физкультурой мы не просто не дружим, если честно - ненавидим. Особенно в начале и конце учебного года, когда необходимо сдавать нормативы. Дочка ни по одному виду не укладывается, в итоге - тройка, да и то с натяжкой. Скажите, ну кому вообще нужен этот кросс в два километра на время, как он пригодится девочке в дальнейшем?
О том, что подход к физическому воспитанию в школе необходимо пересмотреть, говорят уже не первый год. Тем не менее уроки физкультуры традиционно осенью и весной сводятся (особенно при хорошей погоде) к нарезанию кругов по стадиону и, конечно же, на скорость, а то - неуд. Зимой километры наматываются на лыжах. И ладно, если физкультура по расписанию стоит последним уроком, а если вторым или третьим? Как может ребёнок после нескольких (один-три) километров интенсивного бега (зачастую, что называется, с бухты-барахты, без подготовки) пойти на следующий урок, сосредоточиться и полноценно заниматься, ведь порой после физкультуры бывают и контрольные работы, например по математике, физике, химии и другим предметам.
Теперь остановимся на нормативах. Утверждались они ещё в советское время, и, по мнение некоторых экспертов, физические данные ребёнка и его здоровье при этом не учитывались. А оно у российских школьников, а точнее, его полное отсутствие достигло критического уровня. На выходе из школы, утверждают в Научном центре здоровья детей РАМН, больны практически все: если абсолютно здоровыми являются до 20 процентов дошколят, то в младшей школе их уже три-пять процентов, в средней - один-два, а в старшей - ноль-один процент. Отсюда задача - сделать школьные уроки физкультуры не только безопасными (чтобы не нанести ещё больший урон здоровью), но и полезными.
По мнению Тиграна Арутюняна, кандидата педагогических наук, члена научно-методического совета по физической культуре СФО, сделать это по силам любой школе и даже детскому саду, главное не лениться и от формализма уйти уже наконец-то к реальной практике.
- Ежегодно все образовательные учреждения от дошкольных до вузов проводят мониторинг здоровья своих воспитанников, учащихся и студентов, - рассказывает Тигран Гарриевич. - Но делается он по большому счёту для отчётности. Как правило, по результатам мониторинга никаких выводов не делается и никаких мер, чтобы что-то исправить в лучшую сторону, не принимается. Приведу пример: в классе есть девочка с избыточным весом - естественно, на уроках физкультуры заниматься она стесняется, нормативы в силу лишних килограммов выполнить не может. Соответственно, к такому ребёнку должен быть особый подход, школьнице нужно давать индивидуальное задание, чтобы потом учитель проверял, как она справилась с поставленной задачей. И делать это желательно без присутствия остальных её одноклассников. Если в начале четверти девочка, допустим, могла качать пресс только пять раз, то в конце уже десять или пятнадцать, и здесь рост налицо. Исходя из этого и оценивать ребёнка нужно в соответствии с его физическими возможностями.
В прошлом году Тигран Арутюнян был разработчиком и научным руководителем городской программы «Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности школьников». В рамках эксперимента она использовалась в нескольких красноярских школах. В каждом учреждении в проекте участвовало по два класса: в одном вёлся мониторинг, другой - контрольный, в нём занятия шли по обычной методике. В экспериментальных классах до начала первого урока ввели утреннюю гимнастику, а также пальцекистевую гимнастику во время уроков либо до них. Помимо этого проводились и лекционные занятия. Детям рассказывали о том, как проявить силу духа, сверхволю и так далее.
- Кроме этого, измерялись антропометрические данные: рост, вес, объём грудной клетки, - разъясняет Тигран Гарриевич. - Проходили замеры физической подготовленности: количество подтягиваний на перекладине, результат по прыжкам в длину, высоту и ряду других испытаний. После первичного такого замера мы проводили мобильную коррекцию рабочих программ или старались максимально их индивидуализировать. Например, если у учащихся слабые скоростно-силовые возможности, но развиты силовые качества, то вместо упражнений на силу детям давались скоростно-силовые.
Елена Михалёва, учитель физической культуры школы № 14 Центрального района Красноярска, уже порядка десяти лет практикует развивающее обучение и старается использовать на своих уроках различные методы и подходы.
- Поэтому, когда нам предложили принять участие в программе мониторинга здоровья школьников, я с большим интересом включилась в этот процесс, - рассказывает Елена Алексеевна. - Мне действительно хотелось знать объективную картину физических возможностей и состояние здоровья моих учащихся. В результате нам удалось выявить ребятишек, у которых были сложности с восстановлением организма после нагрузок на уроке. Мы над этим тут же поработали, скорректировали объёмы и виды заданий, особенно хотелось бы отметить и лекционный курс. Благодаря нему у ребят повысилась мотивация к занятиям физкультурой, то есть дети шли на урок не просто потому, что он стоит в расписании, а с осознанием того, что им это нужно. Также учащиеся научились измерять пульсометрию, многие завели индивидуальные тетради по самоконтролю. А самое главное - ребятишки меньше стали болеть простудными заболеваниями. Кроме того, у учащихся улучшилась успеваемость по другим предметам.
Как объяснил Тигран Атутюнян, секрет повышения школьной успеваемости кроется в применении пальцекистевой гимнастики. Дело в том, что большинство рецепторов головного мозга связано с кистью и пальцами. И физические упражнения на кисть и пальцы рук способствуют результативной интеллектуальной работе.
Так что физкультура, если подойти к ней со всей ответственностью, может быть в помощь и математике, и физике и другим школьным предметам.