Новости
Кому гореть зелёным?
Светофор на перепутье мегаполиса
Девять секунд. Много это или мало? Для олимпийского рекордсмена-спринтера на стометровке - в самый раз. Но не для пожилого человека, переходящего широкополосную дорогу. Однако сегодня многим жителям мегаполиса приходится устраивать настоящие забеги через проезжую часть. Зелёный сигнал светофора не позволяет долго раздумывать: если хочешь попасть на ту сторону, нужно максимально собраться с силами и широко шагать.
Неоднократно в нашу редакцию поступали письма с жалобами на тот или иной светофорный объект. Остановки «Зенит», «Торговый центр», переход на перекрёстке ул. Железнодорожников и ул. Республики - вот лишь некоторые из них. Люди правы: приоритет дорожного движения в Красноярске отдан автомобилистам. И сделано это не от хорошей жизни. Автомобилизация населения с каждым годом растёт, транспорта становится всё больше, а развитие дорожной инфраструктуры запаздывает.
- Режим светофора высчитан на основе изучения автомобильного потока, - рассказывает представитель пресс-службы ГИБДД по краю Галина Круглова. - Можно было бы его изменить, но это чревато транспортным коллапсом - город встанет в пробках. На некоторых улицах альтернативой светофорному регулированию стали бы надземные и подземные пешеходные переходы, многоуровневые развязки. Однако для строительства таких объектов требуется вложение немалых денежных средств. Светофор - это, по сути дела, дешёвая альтернатива. Но и там, где есть переходы, не все граждане ими пользуются. Неоднократно инспекторы становились свидетелями, как напротив кинотеатра «Луч» горожане, рискуя жизнью и здоровьем, предпочитали перебежать, а не пройти улицу по подземному переходу.
Режим работы сигнала светофора высчитан на основе изучения автомобильного потока. Если его существенно изменить в пользу пешеходов, то город встанет в пробках.
Как заверяет специалист, чтобы повлиять на установку или демонтаж светофорного объекта, а также увеличение режима его работы, необходимо обратиться в департамент городского хозяйства. Там рассмотрят обращение, проведут расчёты, после чего примут решение, а ответ направят заявителю. Но лучше из всех зол выбрать меньшее и между интервалом движения пешеходов и автомобилей отдать предпочтение последним. Иначе мы задохнёмся в пробках. Пешеходы ведь страдают от них не меньше водителей.
Сейчас в городе опробована и работает автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД). Она отчасти помогает облегчить дорожную ситуацию. В ночное время система включает мигающий жёлтый сигнал на светофорах города и позволяет безостановочно проезжать перекрёстки автомобилям (водители в этом случае должны руководствоваться дорожными знаками приоритета). А днём АСУДД настраивает суточные режимы работы: утренний, дневной и вечерний. Они меняют время горения сигнала светофора исходя из нагрузки на улицы. За всей системой смотрит диспетчер, который оперативно реагирует на сбои и другие чрезвычайные ситуации.
- Так называемая зелёная волна, при которой водитель без остановки проезжает все перекрёстки, тоже запитана от АСУДДа, - говорит Галина Круглова. - Она во многом помогает разгрузить транспортный поток, но внедрена не на всех магистралях. Причина банально простая - недостаток финансирования. Нужно менять блок управления светофором, наладить программное обеспечение… Хотя уповать на зелёную волну тоже нельзя. При большом скоплении автотранспорта она не работает. Да, диспетчер может попытаться настроить систему, поменять режим работы светофора, но представляете, какую ему придётся проделывать ручную работу?
В филиале госпредприятия «КрайДЭО» Центр организации дорожного движения говорят, что в Красноярске на самом деле не хватает светофоров. Речь, конечно же, идёт не о центре, а о новых микрорайонах. Например, с ул. Московской на ул. Корнетова несколько лет назад можно было попасть без проблем, а сегодня у водителей возникают большие трудности.
- Естественно, если ставить светофоры бездумно, то они будут лишь создавать заторы, - заявляет начальник службы обеспечения безопасности дорожного движения Пётр Масюков. - Но если их все включить в систему АСУДД, то пропускная способность улиц вырастет наполовину.
Для этого эффекта, как заверяет специалист, необходимо усилие всех служб. Инспекторы ГИБДД должны оперативно оформлять ДТП и эвакуировать неправильно припаркованный транспорт; коммунальщики в максимально короткие сроки очищать дорогу от снега зимой и от мусора и дождевой воды летом; водители общественного транспорта не перегораживать проезжую часть для других автомобилей, высаживая пассажиров за пять метров от остановки. К решению проблемы необходимо подходить комплексно.
- В прошлом году прошли торги по внедрению зелёной волны на улицах города: 9 Мая, Взлётная, Республики, Лебедевой, - рассказывает Пётр Юрьевич. - Но торги предусматривали собой только установку оборудования, а про программное обеспечение забыли. Но ведь для зелёной волны необходимы тонкие математические расчёты, для которых мы обычно приглашаем специалистов из омской организации. Да, наши инженеры попробовали провести свои вычисления. Но сами можете убедиться: поехала улица 9 Мая, как хотелось бы нам, или нет? И был ли смысл устанавливать оборудование, если оно не даст эффекта? Сейчас приедет специалист из Омска, мы его в первую очередь отправим на 9 Мая - её нужно ещё раз обкатать.
Ещё одна проблема заключается в качестве современных светофоров. Как объясняет специалист, в Красноярске есть две компании, которые делают автоматические установки, регулирующие движение. Но фирмам постоянно приходится отдавать оборудование на доработку. Недостатки исправляются по гарантии, однако пока демонтируешь светофор с перекрёстка, пока поставишь… всё это время на улице заторы.
- Первые светодиодные светофоры мы стали ставить на улицах Мира - Ленина - Маркса, - говорит Пётр Масюков. - Элементная база была австрийская, и они до сих пор работают без проблем. Но потом качество ухудшилось. Мы пытались разобраться, в чём дело, звонили на завод, вносили предложения, но ничего не изменилось. Постепенно рынок стал насыщаться, цена на светофоры с 30 тысяч опустилась до 16, появились отечественные производители. Но и у них качество не лучше. С секундным отсчётом светофоры сейчас делают на Урале и в Белоруссии. Однако покупать их там смысла нет: своей ремонтной базы Красноярск не имеет, и если с оборудованием что-нибудь случится, придётся заказывать детали. А на это уйдёт не одна неделя.
Если говорить о планах, то до конца года на городских магистралях должны появиться пять новых светофоров: на ул. Металургов, 1в и ул. Копылова, 78, на перекрёстках ул. Тельмана - ул. Новгородская, ул. 60 лет СССР - ул. Славы, ул. Воронова - ул. Рокоссовского. На десяти уже существующих светофорах оборудуют табло обратного отсчёта времени, на восьми объектах обычные лампы поменяют на светодиодные, а 21 светофор подключат к единой автоматизированной системе управления.
- Работа ведётся по заказу администрации города в тесном сотрудничестве с ГИБДД и жителями районов, - рассказывает пресс-секретарь департамента городского хозяйства Светлана Нажалова. - И делается это не только для облегчения жизни автомобилистам. Впервые в этом году переустраиваются пешеходные переходы для удобного проезда колясок. Высокие бордюрные камни, отделяющие проезжую часть от тротуара, меняются на скаты. Такая работа в этом году проводится на 56 объектах, в том числе на улицах Вавилова, 60 Октября, Щорса и других.
Одним словом, нам придётся мириться с действующими режимами светофоров. По крайней мере, пока не изменится дорожная инфраструктура города и в полной мере не заработает АСУДД. Дай бог, чтобы это случилось как можно быстрее. Ведь все мы либо пешеходы, либо автомобилисты.