Новости

Жан Радвани: «Метро засыпали песком? Это фантастика!»

Жан Радвани: «Метро засыпали песком? Это фантастика!»

Внук известной немецкой писательницы Анны Зегерс Жан Радвани впервые побывал в России в 1970-х годах. Тогда его бабушке пришло приглашение из Союза писателей СССР приехать и пообщаться с советскими коллегами. Но старушка заболела, и вместо неё в Россию отправился юный студент географического факультета университета Парижа. Его интерес к географическим особенностям России был настолько велик, что он попросил разрешения съездить в Сибирь. Правда, посетил только Иркутск.

В Красноярск Жан Радвани впервые приехал в августе 2012 года по приглашению гражданской ассамблеи Красноярского края. Сейчас он известный исследователь геополитики России, директор Франко-Российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве.

- Жан, откуда у француза такой интерес к России и процессам, которые происходят в регионах нашей страны?

  • Россия - крупнейшая европейская страна, которая стоит на границе Европы и Азии. Для нас это интересно, ведь Франция находится с одной стороны Европы, а ваша страна с другой. Мой интерес к России возник достаточно давно. Ещё в 1974 году, когда я был студентом-географом, предложили поучаствовать в совместном проекте с советскими исследователями в изучении Кавказа. С тех пор я много езжу по стране, бывал в разных регионах, в том числе и в Сибири. Но в Красноярске первый раз.

- Можно ли наш город сравнить с европейскими населёнными пунктами?

  • Это трудно. Для Красноярска характерна близость к природе, 10 минут - и ты уже в тайге. У нас такого нет. Другая система расселения населения, хотя и в Европе существуют горные районы, достаточно большие лесные массивы, но там нет крупных городов. Сибирь - это другая географическая среда. Возможно, Красноярск похож на какие-то города в Канаде, а в Западной Европе, в старых городах Франции, Германии, Италии совсем другая обстановка.

- Во время прогулок по городу какой уголок Красноярска Вам понравился больше всего?

  • Мы довольно много гуляли пешком по центру. Приятный город. Кроме того, мы были на Столбах. Интересно, что они подходят так близко к городу, вышел из Красноярска - и сразу можно кататься на лыжах. От Парижа такие места расположены на расстоянии 90 километров.

- Вы давно увлекаетесь геополитикой России, какие изменения в нашей стране относите к негативным?

  • Сейчас появились явные различия между слоями населения. Особенно если сравнить жизнь в столице и в провинции. Конечно, во всех странах роль столицы велика, но в России социальный разрыв между Москвой и другими городами колоссален. А деревня в Сибири - это вообще другой мир, где очень серьёзными являются проблемы алкоголизма и бедности.

Для Красноярска характерна близость к природе, 10 минут - и ты уже в тайге. В Европе такого нет, там другая система расселения населения. В горных районах есть большие лесные массивы, но нет крупных городов.

- Как относитесь к идее укрупнения регионов? Не так давно Красноярский край объединился с Эвенкией и Таймыром, сейчас создаётся Красноярская агломерация, да и в Москве идут процессы укрупнения территории…

  • Я знаю, что слияние разных территорий, создание агломераций очень актуально сегодня. Но для француза это немного странно. У вас огромная страна, в которой существует 83 субъекта, а Франция - маленькая, но разбита на 95 субъектов. Количество субъектов, взаимоотношения между территориями, экономическое развитие, население - достаточно сложные, противоречивые вопросы. Конечно, слияние очень бедных регионов, например Бурятии и Эвенкии, с более богатыми территориями может позитивно на них повлиять. Но и то не всегда, в зависимости от того, как провести объединение. Например, во Франции действует довольно странная система, которая создавалась ещё во времена Наполеона: есть департаменты, регионы и кантоны. То есть много уровней власти, административных структур, которые не упрощают взаимодействие, а дублируют друг друга. Есть предложение вытеснить уровень департамента, он старый и неэффективный. Но в этих департаментах живут люди, они привыкли к существующему порядку и не хотят его терять.

- Но и во Франции идут объединительные процессы. У вас не так давно была создана Парижская агломерация.

  • Наши объединительные процессы отличаются от российских. Парижская агломерация существует, но сохранилась автономия всех субъектов. Сам Париж остался в рамках границ конца 1871 года, а вокруг развиваются новые города. И когда речь идёт о создании новой территориальной организации - Большого Парижа, всем ясно, что каждый муниципалитет останется самостоятельным. Это вопрос распределения функций. Во Франции есть закон, который заставляет коммуны (муниципалитеты) создавать новые комьюните - городские сообщества (в них входит несколько коммун, каждая из которых сохраняет свою муниципальную структуру и мэра). Но существует и распределение функций. Например, все вопросы городской инфраструктуры - дороги, водоснабжение, электроснабжение, транспорт - решаются на уровне новой территории городского сообщества, а проблемы образования, торговли, культуры за собой сохраняет муниципалитет. И каждое сообщество решает, какие функции передать в новые территории, а какие оставить за коммуной. Это зависит от местной ситуации. Я не думаю, что во Франции всё отлично, бывают и проблемы. Нередко в одной агломерации сходятся правые и левые муниципальные власти, баланс сил соблюсти сложно (деление участников политической жизни на правых и левых существует во Франции с XVIII века. - Ред.).

В России разрушено очень многое. Сначала деревянные дома уничтожали пожары, потом церкви ломала советская власть. Сейчас в каждом городе осталось своё наследие, но оно не всегда сохраняется.

- Для красноярцев сегодня очень актуальна проблема неразвитости транспортной инфраструктуры. Пробки на улицах города уже обычное явление. Есть ли универсальные советы, как сделать дороги проездными?

  • Создание инфраструктуры во многих городах Росси, в том числе и в Красноярске, очень сложный вопрос. И всё потому, что Советские власти не думали о том, что автомобильный транспорт будет развиваться такими темпами, которые сегодня существуют в вашей стране. Эта болезнь была в Париже в середине 1960-х годов, когда в центре жизни находился автомобиль. Тогда решили создать автомагистраль вдоль набережных Парижа, что негативно отразилось на общественной жизни города. Моя коллега ведущий научный сотрудник института географии Российской академии наук Ольга Вендина проводила исследование и выяснила, что городская набережная, отделённая дорогой, оказывается совершенно недоступна для людей. А река - это символ столичности города. И в любом европейском мегаполисе все важные объекты находятся именно на берегу. Москве и то не хватает этой столичности, хотя она гораздо лучше развернута к реке, чем Красноярск. Просто ваш город стоит спиной к Енисею, и пространство набережных великолепной реки используется мало. Наш новый мэр решил закрыть автодорогу на набережной в центре Парижа и сделать там пешеходную зону. Все говорили: «Нет, это невозможно», но у него получилось. Сейчас произошло оживление центра города, набережную посыпают песком и делают пляж. Люди плавают в искусственном бассейне, здесь же занимаются спортом и культурой, проходят концерты. Я знаю, и у вас идёт процесс обновления прибрежной полосы.

- Куда же переселили автомобилистов, которые ездили по набережной?

  • Новый мэр Парижа создаёт такую ситуацию, что автомобилистам просто невозможно найти в городе автостоянки. Парижане любят водить авто - выезжают на нём утром и вечером, но поставить его сложно, и постепенно люди понимают, что лучше поехать на автобусе или трамвае. У нас это почти бесплатно. Весь общественный транспорт во Франции муниципальный, здесь нет частных интересов. И город на уровне агломерации решает, как проложить линии автобусов (у нас их почти нет) и новых трамваев. Трамваи, которые ходили в 50-60-х годах прошлого столетия, убрали, во всех крупных городах Франции сейчас работают современные, очень быстрые и нешумные. Они позволяют нам избавиться от автомобилей в центре. Потому что, когда есть хорошая сеть автобусов, трамваев и метро, автомобилистам можно сказать: «Ездите на окраинах, а в центре вас не будет». Кроме того, сейчас у нас в ходу велосипеды. В Париже создали тысячи пунктов, где можно взять велосипед, доехать и поставить его в другом месте. Это муниципальная услуга.

Для меня было неожиданностью, когда я услышал, что в Красноярске существует участок метро, засыпанный песком. Это просто фантастика! Метро важно для улучшения жизни городов и для их привлекательности.

- В Красноярске сейчас много делается для того, чтобы город стал привлекательным не только для коренных жителей, но и для туристов. Вы, как сторонний наблюдатель, можете оценить наши усилия?

  • Меня всегда интересовал вопрос сохранения культурного архитектурного наследия. Я знаю, что очень много разрушено в России. Сначала деревянные дома уничтожали пожары, потом церкви ломала Советская власть. Сейчас в каждом городе осталось своё, пусть и маленькое, наследие. И, к сожалению, оно не всегда сохраняется. Есть два способа убить старое здание - разрушить его, как это делают в Казани, или построить рядом с ним бетонно-стеклянные башни. Ну вроде как в Красноярске на улице Карла Маркса - рядом с музыкальной школой. Результат один - наследие исчезает. Кто будет смотреть на красивое здание, если рядом с ним такой урод. Это связано и с другой проблемой - привлекательности городов для туризма. Мне кажется, в России пока не поняли, что туризм - это экономическая отрасль, и она может быть не менее важна, чем производство алюминия. Но для её развития необходима определённая инфраструктура, подготовка кадров, понимание населения. Очень часто в России попадаешь в места, где стоят очень интересные здания, но все разрушенные или в окружении старых заводов. То есть историческое место имеет неблагополучный общий вид. А это очень важно для привлечения людей.

- Но здесь, наверное, всё зависит от количества финансов, которые город способен вложить в сохранение архитектурного наследия. В России есть богатые города, а есть не очень…

  • Я давно занимаюсь проблемой маленьких городов, считаю, что именно они организуют территорию вокруг себя. За последние три года я побывал во многих населённых пунктах России, ситуация везде разная, но удивительно, как иногда в городах не считаются с населением. Да, есть города бедные, а есть богатые. Но это не самый важный фактор развития. В России очень многое зависит от личности. Например, мэра или главы, который сумеет создать благоприятную ситуацию в городе, привлечь инвесторов, внимание, узнать общественное мнение своего маленького города, чтобы что-то сдвинуть. При тех политических, административных условиях, которые существуют в России, роль личности очень важна.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА