Новости
Есть ли в Красноярске контрабандный товар?
Таможня даёт добро
«На автомобильном рынке «777» за контейнерами, где продают запчасти, недавно открылась база. Там продают б/у колёса из Японии. Каким образом они попали к нам без проверки? Документов-то на колёса нет. Александр Петров».
По словам юриста Красноярской таможни, отсутствие документов на товар - ещё не доказательство его незаконного ввоза в страну. Ведь шины могли стать бывшими в употреблении уже в Красноярске. Однако если у горожанина имеются сомнения, он может обратиться в правоохранительные органы. И расследование вполне может подтвердить тот факт, что у нас продают контрабанду.
Уже не преступление
Контрабанда (то есть провоз товара через границу в обход закона) стара как мир. Сатирические образы контрабандистов, показанные ещё советскими кинематографистами, срисованы с вполне реальных людей и ситуаций. Впрочем, куда сильнее впечатляют современные примеры.
Так, в 2004 году в России гремело дело о контрабанде русской водки в Эстонию по подводному самодельному трубопроводу. А в 2009 году на контрабанде иномарок попался красноярский автосалон. И совсем уж одиозное дело было заведено в 2009-м: руководство сети ювелирных магазинов «Алтын» обвинили в масштабной контрабанде золота. Изделия скупались в Турции, Италии, Китае, Арабских Эмиратах, переправлялись в Казахстан, где на них ставилось русское клеймо, а затем транспортировались в Россию в обход пограничных постов на… гужевой повозке и автомобиле, оборудованном тайником.
Сегодня об этих громких делах приходится только вспоминать. В декабре 2011 года статья 188 Уголовного кодекса утратила свою силу. Вместо неё были введены две новые статьи - 226.1 и 229.1 - контрабанда сильнодействующих, ядовитых веществ и контрабанда наркотиков.
- Статья о контрабанде вещей переведена на уровень административного правонарушения, - поясняет начальник правового отдела Красноярской таможни Ольга Петрова. - Сейчас речь идёт о незаконном перемещении товара - не в соответствии с документами, заявленными участником внешнеэкономической деятельности.
Проще говоря, человек, проходящий таможню, может вовсе не заявить провоз какого-либо товара или указать недостоверные сведения о его количестве. За подобное, конечно же, можно поплатиться серьёзной суммой - от половины до трёхкратной стоимости груза. Иногда и с конфискацией. Но всё же это не уголовная ответственность, а потому нарушают закон всё чаще. Так, в 2011 году Красноярской таможней возбуждено 116 дел по фактам недекларирования или недостоверного декларирования товара, в первом полугодии 2012-го таких административок уже 56.
Как говорят эксперты, правительство России предполагало считать контрабандой незаконное перемещение через границу и стратегически важных товаров и ресурсов. Перечень их обещали утвердить отдельно, но соответствующее постановление до сих пор отсутствует.
Без границ
Красноярский край до недавнего времени имел только один пункт пропуска - воздушный в аэропорту Красноярск (на днях открылся морской в Дудинке). То есть основной объём иностранного товара пересекает таможенные границы в других регионах и доставляется к нам железнодорожным или автомобильным транспортом.
- Порядка 70 процентов всех товаров (текстиль, ширпотреб) приходит в Россию через железнодорожный пункт пропуска в Забайкальске, - рассказывает начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Красноярской таможни Вячеслав Арсентьев. - Большие объёмы дают морские порты на Востоке. С Запада товары поступают через автомобильные пункты пропуска, а также морской порт Санкт-Петербурга.
Красноярская таможня занимается в основном экспортом. А большая доля того, что ввозится из-за рубежа, - товары для нужд производственных предприятий. И совсем маленькую часть занимает потребительская продукция, в основном из Китая. Также редки партии продуктов и растений, которые досматриваются таможенниками совместно со специалистами Россельхознадзора. Ведь товар может быть запрещён к ввозу в Россию, и в этом случае его отправят обратно. А может быть заражён - тогда уничтожат.
С 2010 года товары из Казахстана и Беларуси декларированию не подлежат. И поставщики из других стран - Таджикистана и Киргизии - теперь предпочитают оформляться в Казахстане.
- Продукция поступает к нам на основании специальных разрешений, которые выдаются Россельхознадзором, - рассказывает начальник отдела ветеринарного надзора управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Рамиль Байгудин. - Перед тем как их выдать, иностранные предприятия, из которых планируется завоз, инспектируются на соответствие российским ветеринарным санитарным требованиям. Но даже если документы в порядке, растаможить груз без проведения ветконтроля не получится.
Специалисты говорят, провезти нелегальный товар в Красноярск через воздушный пункт пропуска практически невозможно. А вот через автомобильный - почему бы нет? Только за половину этого года в Красноярске приостановлена реализация 1 600 тонн грузов (мясо, рыба), завезённых при внутрироссийских перевозках.
Впрочем, далеко не всё, что проходит через российскую границу, подлежит проверке. По данным Красноярской таможни, до 80 процентов импортной плодоовощной продукции прибывает в наш город из Казахстана. А с 2010 года - с началом действия таможенного союза - товары из этой бывшей союзной республики (как и из Беларуси) декларированию не подлежат. Поставщики из других фруктовых стран - Таджикистана и Киргизии - тоже предпочитают оформляться в Казахстане.
- Сегодня автомобильный транспорт из Казахстана въезжает в Россию без контроля. Привезя в город товар, нас должны предупредить о прибытии для проверки, - рассказывает начальник отдела по карантину растений управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Сергей Звягинцев. - Но не все такие законопослушные.
Нарушителей отлавливают уже на красноярских оптовых рынках - «Южный» и «Луч». Во время рейдов стараются по максимуму отработать прибывшие грузы, а то ведь с ними можно и серьёзную заразу в город завезти. Так, в прошлом году, например, на «Южном» рынке в персиках была выявлена восточная плодожорка. А в зернобобовых из Таджикистана - зерновка четырёхпятнистая. Для человека они, может быть, и не вредны, но попади жучок в естественную среду - приживётся и начнёт уничтожать местный урожай.
До каждой штучки
Но ситуация с Казахстаном и Беларусью - это всё же исключение. Груз из остальных стран подлежит таможенному контролю, который может иметь 12 различных форм. Самые популярные - досмотр, наблюдение, осмотр, проверка, документальный контроль. Не стоит думать, что осмотр и досмотр одно и то же. При осмотре прибывшие ящики просто посмотрят и взвесят, а при досмотре их станут вскрывать.
Конечно, все 100 процентов товара не досматриваются, проверяют выборочно и достаточно для соблюдения требований, предъявляемых к ввозу. В 70 процентах случаев информацию о том, что нужно делать с товаром инспектору, досмотреть груз или просто осмотреть, выдаёт компьютер. С таким заданием специалисты и отправляются «на дело». В одном из досмотров разрешили поприсутствовать журналистам «Городских новостей».
В этот день внимания инспектора Вячеслава Бутина удостоилась прессованная строительная плитка, прибывшая из Египта. Для проверки необходимо выгрузить деревянные обрешётки из железного контейнера, взвесить каждую, затем вскрыть все ящики, посчитать количество, измерить длину, ширину и толщину плитки, высчитать её площадь, а полученные данные сравнить с маркировкой.
- Мы фотографируем каждый этап досмотровой операции, - рассказывает Вячеслав Бутин. - По правилам к акту досмотра обязательно должны прилагаться фото. Этим опровергаются или подтверждаются сведения, указанные в таможенной декларации.
Нам хватило впечатлений от досмотра всего лишь одного ящика, но инспектору предстоит проверить весь груз. По словам Вячеслава, иногда процедура затягивается на несколько дней (в зависимости от величины партии).
Однако даже такая тщательность не гарантирует законности. Предприниматели изыскивают свои «возможности» перемещения товара через границу. Мария, хозяйка одной из торговых точек в Красноярске, рассказала, что ей приходится договариваться с сотрудниками Московской таможни для провоза вещей из Китая, Турции. Женщина поставляет небольшие партии одежды - чемодан 23 кг и 10 кг ручной клади, благодаря знакомству с таможенниками её пропускают через границу как туристку (а это значительная экономия на пошлинах).
- Таможенные правила стали очень жёсткие, - поясняет Мария. - Если всё делать по закону, то бизнес можно закрывать. А так работать ещё можно.