Новости

Колосс на глиняных ногах

Колосс на глиняных ногах

Над беспощадной московской окраиной возносится элитный жилой комплекс «Мадагаскар». Две высотные башни, соединённые стеклянным мостом, противопоставляют идею тропического рая скучнейшему промышленному пейзажу. И живёт в этом хай-тек-оазисе один-единственный человек, Мстислав Морохов. Хозяином комплекса сорокалетний бизнесмен стал случайно. Спасаясь от семейной драмы, он купил одну из квартир в «мадагаскарских» башнях. И оказался единственным реальным жильцом этого комплекса. Все остальные квартиры были куплены в качестве капиталовложений и теперь стоят пустыми в ожидании перепродажи. Только, как в настоящем триллере, пустота оказывается обманчивой. Ничего смертоносного, но забытые у бассейна книги и шаги в тёмных коридорах пугают редких гостей Морохова, а в нём самом будят охотничий азарт. Постепенно эти не то чтобы странные, но точно подозрительные процессы вторгаются и в полиграфический бизнес Морохова.

И где-то в параллельной вселенной всё той же Москвы развивается судьба Александра Л. Абсолютно противоположный Морохову молодой человек является то ли биологом, то ли пиарщиком и, однозначно, законченным неудачником, как и многие другие талантливые, но пассивные юноши. После скитаний по не самым престижным должностям и соответствующим квартиркам Саша получает место продавца и сторожа в салоне «Британская империя». Магазином является московская квартира, обставленная так, как будто здесь живёт, как минимум, богатый коллекционер. Широкая кровать из массивного дерева с шёлковыми простынями, дорогая коллекция курительных трубок и табака, гравюры прошлых веков и многое другое - всё это теперь предметы его быта. Потому что, как сразу понимает Саша, покупателей в этом салоне никогда не будет. Позже исчезает и руководитель магазина. И Александр Л. становится единственным хозяином бутафорской квартиры. Новое место жительства в корне меняет жизнь вчерашнего безработного. И вот уже юноша обедает в обществе иностранных инвесторов и даёт финансовым воротилам советы по развитию бизнеса.

…Две сюжетные линии романа «Подземный корабль» Екатерины Шерги максимально далеки друг от друга и по форме повествования (Морохов - это прямая речь, Александр Л. - дневники), и по интонации (Морохов - холодная рассудительность, Александр Л. - обжигающая ирония). Но с развитием фабулы обе линии берут курс на одну точку и, как подсказывает интуиция, столкновение их неминуемо. Нельзя сказать, что сюжет книги безупречен. Но финальная развязка и раскрытие карт полностью компенсирует провисание сюжета.

Но, как становится понятно почти сразу, сюжет в этой книге - лишь этикетная деталь. Шерга рисует общую картину нулевых с оглядкой в девяностые. И сюжет здесь призван загипнотизировать читателя, удержать его внимание. Трагикомическая судьба молодёжного центра науки и культуры, мутируюшего в клуб консервативных ценностей. Приобретение Морохова - бумажная фабрика имени коммуниста Хорина - как зачарованное царство коммунизма в современной России. Торжественные слова о перспективах предприятия здесь чередуются с обсуждением схем распилов и откатов. К изображению таких деталей Шерга подходит с особой любовью. Выискивает самые лучшие примеры постсоветского абсурда. Например, сотрудники купленной Мороховым бумажной фабрики по-своему понимают инвентаризацию, начиная её так: «Собака беспородная. Шесть штук. Цена за единицу 600 рублей». И здесь она показывает своё истинное мастерство. Впрочем, остальные художественные ритуалы она выполняет с не меньшим достоинством.

Роман Екатерины Шерги получился удивительно приятным. Интригующий сюжет наполнен яркими, запоминающимися деталями - и всё это написано насыщенным и одновременно легким языком. Прекрасный дебют.

И как главное впечатление: после прочтения начинаешь сравнивать «Мадагаскар» с современной Россией. На первый взгляд Титан, а на деле - колосс на глиняных ногах.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА