Новости
Колосс на глиняных ногах
Над беспощадной московской окраиной возносится элитный жилой комплекс «Мадагаскар». Две высотные башни, соединённые стеклянным мостом, противопоставляют идею тропического рая скучнейшему промышленному пейзажу. И живёт в этом хай-тек-оазисе один-единственный человек, Мстислав Морохов. Хозяином комплекса сорокалетний бизнесмен стал случайно. Спасаясь от семейной драмы, он купил одну из квартир в «мадагаскарских» башнях. И оказался единственным реальным жильцом этого комплекса. Все остальные квартиры были куплены в качестве капиталовложений и теперь стоят пустыми в ожидании перепродажи. Только, как в настоящем триллере, пустота оказывается обманчивой. Ничего смертоносного, но забытые у бассейна книги и шаги в тёмных коридорах пугают редких гостей Морохова, а в нём самом будят охотничий азарт. Постепенно эти не то чтобы странные, но точно подозрительные процессы вторгаются и в полиграфический бизнес Морохова.
И где-то в параллельной вселенной всё той же Москвы развивается судьба Александра Л. Абсолютно противоположный Морохову молодой человек является то ли биологом, то ли пиарщиком и, однозначно, законченным неудачником, как и многие другие талантливые, но пассивные юноши. После скитаний по не самым престижным должностям и соответствующим квартиркам Саша получает место продавца и сторожа в салоне «Британская империя». Магазином является московская квартира, обставленная так, как будто здесь живёт, как минимум, богатый коллекционер. Широкая кровать из массивного дерева с шёлковыми простынями, дорогая коллекция курительных трубок и табака, гравюры прошлых веков и многое другое - всё это теперь предметы его быта. Потому что, как сразу понимает Саша, покупателей в этом салоне никогда не будет. Позже исчезает и руководитель магазина. И Александр Л. становится единственным хозяином бутафорской квартиры. Новое место жительства в корне меняет жизнь вчерашнего безработного. И вот уже юноша обедает в обществе иностранных инвесторов и даёт финансовым воротилам советы по развитию бизнеса.
…Две сюжетные линии романа «Подземный корабль» Екатерины Шерги максимально далеки друг от друга и по форме повествования (Морохов - это прямая речь, Александр Л. - дневники), и по интонации (Морохов - холодная рассудительность, Александр Л. - обжигающая ирония). Но с развитием фабулы обе линии берут курс на одну точку и, как подсказывает интуиция, столкновение их неминуемо. Нельзя сказать, что сюжет книги безупречен. Но финальная развязка и раскрытие карт полностью компенсирует провисание сюжета.
Но, как становится понятно почти сразу, сюжет в этой книге - лишь этикетная деталь. Шерга рисует общую картину нулевых с оглядкой в девяностые. И сюжет здесь призван загипнотизировать читателя, удержать его внимание. Трагикомическая судьба молодёжного центра науки и культуры, мутируюшего в клуб консервативных ценностей. Приобретение Морохова - бумажная фабрика имени коммуниста Хорина - как зачарованное царство коммунизма в современной России. Торжественные слова о перспективах предприятия здесь чередуются с обсуждением схем распилов и откатов. К изображению таких деталей Шерга подходит с особой любовью. Выискивает самые лучшие примеры постсоветского абсурда. Например, сотрудники купленной Мороховым бумажной фабрики по-своему понимают инвентаризацию, начиная её так: «Собака беспородная. Шесть штук. Цена за единицу 600 рублей». И здесь она показывает своё истинное мастерство. Впрочем, остальные художественные ритуалы она выполняет с не меньшим достоинством.
Роман Екатерины Шерги получился удивительно приятным. Интригующий сюжет наполнен яркими, запоминающимися деталями - и всё это написано насыщенным и одновременно легким языком. Прекрасный дебют.
И как главное впечатление: после прочтения начинаешь сравнивать «Мадагаскар» с современной Россией. На первый взгляд Титан, а на деле - колосс на глиняных ногах.