Новости

Пять лет под парусом

Пять лет под парусом

В завершившихся стартах лондонских Олимпийских игр российским яхтсменам, к сожалению, взойти на пьедестал так и не удалось. Хотя надежды на то, что наша парусная сборная способна подняться на одну из победных ступеней, рассчитывать на медальное обладание, были вовсе не призрачными. По крайней мере, на медальный результат выступления экипажа Екатерины Скудиной прогнозы строились вполне серьёзные. Не вышло…


Впрочем, наша сегодняшняя тема не об олимпийцах. Вернее, не только о них. «СТАДИОН» попытался оценить парусный расклад, что называется местного значения, пригласив к разговору президента Красноярской федерации парусного спорта Валерия Кокоулина.

  • Нынешний сезон для красноярских яхтсменов был, в общем-то, нормальным, достаточно насыщенным состязаниями, количеством участников, - признал Валерий Викторович. - Печалит в этом плане, пожалуй, лишь одно: в этом году фактически свернули свою деятельность яхтсмены Железногорска, они не выступали на соревнованиях. А ведь Железногорск всегда славился своей солидной базой, имел порядка 100 лодок, но сейчас - практически никакого движения. Парусная секция в городе не работает, дети не занимаются, местные соревнования практически не проводятся. Теперь вот совместно думаем: что делать дальше, чтобы исправить это положение?

В Красноярске дела обстоят получше. Вот уже пять лет в городе при СДЮСШОР «Юность» существует парусная секция. С ребятами занимаются два тренера. До недавнего времени их, правда, было три, но…

  • Зимой мы приняли было ещё одного тренера, - поясняет Валерий Кокоулин, - нашли ему спортзал, специально в районе Абаканской протоки на Предмостной площади. Непросто всё это было сделать. Он спортсмен, яхтсмен, учится в физкультурном вузе. Но у него оказалась судимость: 20 лет назад получил два года условно. Как мы ни просили его оставить, ничего не получилось: уволили. Такая вот история. И получается, что на Абаканской протоке теперь нет специалиста, который бы занимался с ребятами. Найти грамотного наставника, согласного работать за тренерскую зарплату в 10 тысяч, крайне сложно. Тут способен удержаться лишь человек, всецело преданный парусному спорту, фанат, если хотите. Считаю, что подобная мера слишком жёсткая: отстранять от преподавания абсолютно всех, кто когда-либо привлекался к ответственности.

А ребята в парусный спорт между тем стремятся весьма охотно, недостатка в желающих нет.

  • Идут с удовольствием, - подтверждает Валерий Викторович. - Немало династий даже успело образоваться. У меня самого дочь занимается. Поначалу увлеклась скалолазанием, потом перешла в парусную секцию. Она в прошлом году в начале лета начала заниматься с абсолютного нуля практически, а уже в конце лета выиграла свой первый кубок в младшей возрастной категории. Тогда ей было 10. Причём опередила в парусной гонке девчонку на три года её старше, яхтсменку из Новосибирска, завоевавшую накануне Кубок Сибири. Конечно, все мы были этому удивлены и очень рады, что у неё всё так пошло. Сейчас продолжает занятия. Для меня, как для руководителя федерации, прежде всего, важен детский парусный спорт, его развитие - в этом свою главную задачу вижу. Но тяжело, очень тяжело. 5 лет назад, когда мы только начинали, открыли секцию, думали, что всё пойдёт значительно легче. Но у нас до сих пор нет собственной базы. Арендуем у речного училища водную базу, на которой, надо честно признать, мало условий для того, чтобы нормально тренироваться. На Красноярском море с условиями то же самое. Единственное, что на сегодняшний день у нас пока получается, так это приобретать лодки. Городской бюджет периодически находит какие-то деньги. Депутату горсовета Владиславу Яковлевичу Жуковскому удаётся убеждать администрацию, что парусной секции необходимы яхты. Помогает и федерация парусников России: миллиона два, наверное, выделили за это время на покупку конкретных лодок. Думаю, что и дальше эта их программа будет продолжаться.

Есть у федерации парусного спорта России и ещё одна программа поддержки региональных яхтсменов. Когда они приобретают новые лодки, такое же количество яхт им дополнительно преподносится в дар. Речь, правда, идёт об яхтах определённых классов, на которые федерация и делает ставку, развивая парусный спорт.

  • В общей сложности за эти годы нами приобретено порядка 25 новых лодок, - говорит Валерий Кокоулин. - Кстати, два «Лазера» - английские лодки - в прошлом году нам подарил Пётр Иванович Пимашков. Пообещал и подарил. Это был замечательный подарок! Яхты олимпийского класса, в зависимости от площади паруса они могут быть детскими, подростковыми, женскими и взрослыми - теми, на которых проходят регаты на Олимпиадах. Корпуса у них очень хороши, уверен, что послужат они нам долго.

Красноярские яхтсмены: насколько громки их имена в выступлениях российского, международного уровней? Ставят ли вообще наши парусники перед собою такие рубежи? А может, цель у них несколько иная?

  • У нас действительно другая задача, в которой нам помогает и федерация парусного спорта России, - не скрывает Валерий Викторович, - мы должны готовить людей массово. Потом, когда кто-то из наших воспитанников станет звёздочкой, его переведут в сборную страны и уже там продолжат тренировать дальше. Именно такие спортсмены и становятся звёздами российского спорта. Это практика для регионов, где нет специализированной парусной академии. У нас в Красноярске, например, существуют академия биатлона, вольной борьбы: понятно, что они воспитывают спортсменов уже высших достижений. Мы такой задачи не ставим, потому что, повторю, у нас нет для этого базы. На Красноярском море её можно было основать. Но для этого необходимо грандиозное строительство или хотя бы восстановление того, что имелось прежде. В советские годы мы имели на своём море достаточно оснащённую базу, порядка 500 человек там занимались парусным спортом. Но потом она стала частной, и сегодня от неё фактически ничего не осталось. Поэтому на сегодняшний день мы такую задачу перед собой не ставим, ведь даже такие комплексы, которые есть в Сочи, Геленджике, в Москве, и те, в общем-то, не дотягивают до того серьёзного уровня, который хотелось бы иметь. Результат вы сами видите: на Олимпиадах по парусным видам спорта медалей у нас нет уже, наверное, третьи Игры подряд… На нынешних экипаж Кати Скудиной занял четвёртое место. Девчатам, считаю, везения немного не хватило - они могли бы быть и вторыми, и даже первыми. Но стали четвёртыми. И это, к сожалению, единственный экипаж, на который у нас возлагались надежды по олимпийским медалям.

Парусный спорт в мире за последние десятилетия сумел сделать огромный шаг вперёд. Он стал очень популярным, по-настоящему массовым. А вот у нас в России, к сожалению, за это же время он существенно подрастерял и массовость, и популярность.

  • В последние лет пять, - не соглашается Валерий Викторович, - он начал возрождаться. И вполне активно. Посмотрите: в больших яхтах у нас появились вполне определённые успехи, на чемпионатах мира, Европы - мы в призах. С победами на Олимпиадах, к сожалению, пока не получается. Но парусный спорт в России, несомненно, возрождается. Как и у нас, в Красноярске. Пять лет назад у нас секцию вообще открывать не хотели. Всё тот же Владислав Яковлевич Жуковский убедил тогда главу города создать её. И за эти пять лет мы, поначалу не имея ни одной яхты (налаживали, возвращали к жизни что-то найденное, старое, отслужившее), начали выступать. И вот уже года два-три ездим на всероссийские соревнования, выступая на них вовсе не статистами: всякий раз утверждаемся где-то в середине списка среди многочисленно представленных участников. И это, считаю, очень хороший результат. При тех условиях, напомню, которые мы имеем, - при отсутствии собственной базы и всего двух действующих тренерах.

Очередные соревнования для красноярских яхтсменов уже близки. Ожидается, что на них прибудут многочисленные гости - парусники из Москвы, Новосибирска, Бердска… Не исключено, что наконец-то прервут своё затянувшееся «неучастие» и яхтсмены из Железногорска. Впервые в этом году пройдут и соревнования на парусных досках - приверженцев этого спортивного водного увлечения появилось немало, так почему бы и не посостязаться? В эти же сроки для яхтсменов будет проведён и Кубок мэра Дивногорска, который соберёт на водной глади залива Шумиха до 70 лодок.

  • Я мечтаю о том, чтобы этот вид спорта стал таким же массовым и доступным, как ролики или велосипеды на Татышеве, - признаётся Валерий Кокоулин. - Чтобы для любителей парусов в городе появилась большая площадка, чтобы горожане, придя на неё, могли бы взять яхты напрокат. Заказывают ведь в боулинг-клубах дорожки для корпоративных состязаний - было бы здорово, если такой же заказ можно было сделать и на проведение регаты. Собрались, устроили гонку под парусами, поздравили победителя… Хочу, чтобы парусный спорт развивался именно в этом плане - в массовом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА