Новости
Не прерывать полёта
Небо. Со времён Икара люди пытались покорить его. Воздушные пространства сегодня бороздят лайнеры, мощные двигатели вздымают ввысь множество крылатых машин, однако желание человека самому парить как птица до сих пор продолжает жить в сердцах тысяч мечтателей. Наш сегодняшний гость Анатолий Петрович Антипов - один из таких людей. Мечтой воспарить, слиться с небом он был увлечён с раннего детства и остаётся верным ей и сегодня, несмотря на свой почти семидесятилетний возраст.___
- Анатолий Петрович, а с каких именно пор Вы заболели небом?
- С детства. Я вырос в детском доме - послевоенный ребёнок, так сказать. Ну а что в то время давали ребятишкам в сиротском учреждении? Кормили да обували - уже хорошо. А вот развлекали мы себя сами. Как сейчас помню, с самых юных лет моей настольной книгой стала где-то раздобытая «Книга вожатого». Уж очень хорошо, познавательно в ней рассказывалось о том, как можно увлекательно спланировать детский досуг, чем заняться. Книжка эта нас - меня и моих сверстников - очень выручала. Но одно дело книжные советы, и совсем другое твоё собственное увлечение, твои непосредственные впечатления и мечты. В общем, однажды я увидел, как на поле неподалёку от нас приземлился кукурузник. Если сказать, что испытал трепет, то это ничего не сказать. Глаза горели, сердце билось, готовое из груди выскочить от близости этой летающей птицы. В памяти навсегда осталось это первое детское впечатление - непередаваемый восторг. Поэтому с того самого дня во мне всё с большей страстью разгоралась любовь к небу.
- К покорению воздушных пространств, вероятно, приступили всё же не сразу?
- Ну, конечно же, нет. (Улыбается.) Я ведь был тогда ещё совсем ребёнком. После детского дома поступил в ремесленное училище, но так, к сожалению, и не закончил его. Жил я на тот момент в Майкопе, там и начал посещать городской планерный клуб. Там же совершил и свой первый прыжок с парашютом, свой первый самостоятельный планирующий полёт. Парили мы тогда на БРО-11. Это планер, который применялся для первоначального обучения молодёжи. Его запуск производился при помощи буксировки амортизаторным шнуром. И вот когда кольца сцепления разъединялись, планер самостоятельно выполнял планирующий полёт, который, правда, длился не очень долго. Конечно же, всё это очень сильно впечатляло, рождало желание самосовершенствоваться. Поэтому, когда пришло время отправиться на армейскую службу, выбор мой был однозначным - стану лётчиком. Однако не всё оказалось так просто.
- Неужели в то время для осуществления подобной мечты существовали какие-то препятствия?
- Нет. Но когда «покупатель» (офицер, осуществляющий набор молодого пополнения в воинскую часть. - Прим. авт.) со мной пообщался, к сожалению, отказал, так как у меня на тот момент было неоконченное среднее образование. Обидно было до слёз. Хорошо, что военком проникся, посодействовал, и меня в итоге всё же направили на лётную службу - в школу воздушных стрелков-радистов в Канск. Затем была Тверь, где я в этом качестве летал на бомбардировщике ТУ-16. Оформился на сверхсрочную службу, ведь продолжать летать - летать самому (!) - по-прежнему оставалось моей самой заветной мечтой. Но когда задумался переучиваться на лётчика, оказалось, что уже поздно, не подхожу по возрасту. После Твери получил приглашение в Красноярск и с самолёта перешёл на вертолёт МИ-6, летал радистом-оператором. Мы доставляли различные грузы геологоразведовательным экспедициям, одним словом, принимал непосредственное участие в освоение Заполярного круга.
- О своём увлечении планеризмом со временем забыли?
- Ну что вы? Конечно нет! Я ведь в душе был и оставался любителем планеризма. В 1974 году загорелся шальной идеей: очень захотелось собственными руками создать дельтаплан - тогда этот вид спорта только-только у нас ещё зарождался. И на следующий год осуществил задуманное! Не устану повторять, что в таких делах самое главное - грамотно повторить предыдущий опыт первопроходцев этого дела. Начал с того, что нашёл нужного человека, я ведь в армии изучил морзянку и радиодело, общался и общаюсь до сих пор на коротких волнах. Так и вышел на нужного специалиста. Яхтсмен Анатолий Михайлович Иванцов принял активное участие, помогал мне в этой постройке. Повозились основательно, но последнюю деталь, парус, сшили, помню, всего за сутки. Из самого в то время достойного материала - лафсана. Хороший дельтаплан получился. Ещё бы, ведь своими руками был сделан! Правда, как потом выяснилось, были всё-таки допущены нами некоторые неточности - дела с безопасностью полётов тогда, надо признать, вообще обстояли неважнецки.
- Значит, случались у планеристов и падения?
- Бывало. И не единожды. Один раз упал и я, несмотря на то, что за годы службы совершил более ста прыжков. Поднявшись на параплане, не учёл того, что в ущелье боковой ветер, который сильно влияет на розу ветров, меняет её. А планеризм и есть в первую очередь умение управлять ветровыми потоками. Это вам не парашют, который лишь удерживает в полёте: тут необходимо строго координировать нахождение параплана в воздушных массах. К сожалению, из-за своего собственного разгильдяйства потерял управление и… упал. Обе ноги сломал. Долго потом восстанавливался, но любви к этим полётам не потерял. И в дальнейшем потом осуществлял парящие полёты на «Приморце», познавал парапланеризм на парашютном крыле ПО-9. То, что в тебя накрепко вошло с детства, никакой страх перечеркнуть не способен.
- Знаем, что эту свою увлечённость, свой опыт Вы успели передать многим, в том числе и ребятам из руководимого Вами подросткового клуба «Юный авиатор».
- Этот клуб стал для меня своего рода продолжением собственной мечты. Но мечты, которую воплощали уже совсем юные ребятишки. Рад, что многим из них за эти годы её удалось осуществить. В 2010 году мы отметили 20-летний юбилей «Юного авиатора». Но, к сожалению, как раз тут и начались проблемы - клуб лишился помещения. Вопрос, наверное, во многом был бумажным, но в нём я оказался не слишком силён. Необходимо было оформить нашу деятельность под юридические моменты, а опыта у меня в этих делах нет...
- Значит ли это, что об общении с ребятами Вам пришлось забыть?
- Ни в коем случае! Воспитание растущего поколения - это моё призвание. Многие родители к воспитанию своих детей, к сожалению, относятся отнюдь не должным образом, считая, что это обязанность педагогов. И в итоге зачастую получается так, что становлением ребят, как это ни прискорбно, занимается педагог по имени улица. Испытываю гордость за своих ребят: многие из моих воспитанников сегодня стали первыми либо вторыми пилотами, трудятся в российских авиакомпаниях, летают на различных самолётах. И это не удивительно, ведь свой путь они начинали в нашем клубе, познавали азы лётного дела именно в «Юном авиаторе». Если оценивать то, что характеризует современную молодёжь, то хватит одного слова - расхлябанность. А ведь каждый ребёнок - это потенциальный специалист своего дела в будущем. Если не развивать в детях добрых начал, то они потянутся к плохому. Обидно, что мальчишкам обрезают крылья их мечты. В нашем клубе у детей глаза горели от происходящего. Мы же не только за спорт радеем, но и за общее развитие детей, прививаем будущим взрослым желание заниматься их любимым делом. А начинается оно с хобби, как сейчас принято говорить. В подростках масса бурлящей энергии, которая без должного внимания будет расходоваться вхолостую. Сейчас что является главным занятием для растущей молодёжи?
- Что?
- Выбор невелик. Либо это полдня, проведённые за компьютером, - такое увлечение в какой-то степени, надо признать, в чём-то даже благотворно влияет на развитие ребёнка. Правда, при условии, что за этим его виртуальным погружением следят родители, которые далеко не всегда находят для этого время. Либо подростки вообще ничем не заняты, что приводит к самым тяжёлым последствиям - пьянству, преступлениям. Наш клуб активно пропагандировал трезвый образ жизни. Мы участвовали в акциях общества «Трезвая Сибирь»: ребята видели наше отношение к этим вопросам и следовали нашему взрослому примеру. Клуб «Юный авиатор» был своего рода прослойкой между родителями и школьными преподавателями. Ведь школьный педагог не может с утра до позднего вечера следить за детьми. А «Юный авиатор» был призван нивелировать этот пробел: чтобы после школьных занятий ребёнок провёл своё время с пользой. Чтобы узнал что-то новое о строение дельтапланов, парапланов, воздушных шаров.
- Вы и на воздушных шарах проводили занятия?
- И вполне насыщенно. Система подготовки в нашем клубе была чётко налажена и последовательно выстроена. Теоретическая подготовка перекликалась с общефизической и, естественно, со специальной. Чтобы дети узнавали, как устроено то или иное техническое устройство, как управлять воздушными потоками, как вести себя на земле и в небе. На многих праздниках поднимали воздушный шар в небо, в «Саянском кольце» принимали участие. Старались популяризировать значение «Юного авиатора» не только в глазах руководства города, но и простых граждан, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в этом, ведь досуг их детей формирует будущую личность. Общие знания, без сомнения, нужны. Но если знания растущий гражданин получает без увлечения - не бывать сильной нации.
- И что же? Продолжаете рассчитывать на поддержку, на то, что клуб не растеряет своих воспитанников, или?..
- К сожалению, временами уже хочется сдаться. Раньше компания «КрасЭйр» помогала: летние лагеря организовывала, средства выделяла на воспитание молодёжи - многие из наших ребят были детьми лётчиков, поэтому и чувствовалась поддержка. В настоящий момент компании нет, поддержки тоже. Но я всё же стараюсь не терять оптимизма, не падать духом. Надеюсь на то, что важность вопроса воспитания молодёжи, сложности клуба «Юный авиатор» не останутся за бортом повседневных будней, и на нашу проблему обязательно обратят внимание.