Новости
Пломба прилагается
За что жилищники не вправе брать денег при установке счётчиков
Прокуратура Центрального района краевого центра обязала управляющую компанию вернуть жильцам более 350 тысяч рублей. Дело в том, что жилищники незаконно взимали с горожан деньги за опломбировку приборов учёта.
- Как установило следствие всего от неправомерных действий сотрудников ООО «УК Центржилсервис» пострадали 436 красноярцев, - говорят в прокуратуре. - Предприниматели просто-напросто воспользовались неграмотностью людей.
Чтобы получить назад заплаченную сумму, людям необходимо обратиться с заявлением в свою управляющую компанию. Специалисты добавляют, вернуть деньги за опломбировку можно только по предъявлению сохранённого чека.
Стоит заметить, что это уже не первый случай, когда стражи правопорядка отстаивают права жильцов. В июле прокуратура Кировского района обязала УК «Жилбытсервис» вернуть красноярцам собранные за опломбировку приборов учёта средства. Тогда за каждую пломбу на счётчике с красноярцев просили по 800 рублей. Арбитражный суд Красноярского края пять раз с начала 2012 года признавал незаконным взимание с жильцов платы за опломбировку приборов учёта холодной и горячей воды.
Жилищники, как правило, оправдываются тем, что ни в одном документе чётко не прописано, можно или нет взимать деньги за пломбу. В законодательстве нет прямых указаний, что такая услуга должна предоставляться бесплатно, поэтому управляющими компании трактовали нормы по-своему. А вот в прокуратуре и обществе защиты прав потребителей не перестают повторять: опломбирование установленных в квартире счётчиков на трубах горячего и холодного водоснабжения должно происходить без взимания средств с жителей. Более того для того, чтобы начать платить по прибору учёта, даже не надо вызывать специалиста управляющей компании на дом. Достаточно прийти в свою обслуживающую организацию, сообщить номер счётчика, передать копию его паспорта, а также начальные показания, которые стоят на нем. Это можно сделать в любое удобное для собственника жилья время.
- Далее раз в полгода сотрудники управляющих компаний будут совершать обход квартир, в которых установлены приборы учёта воды, - отмечают в городской управляющей компании. - Это необходимо для того, чтобы убедиться: установленные счётчики работают исправно и вопросов у жителей не вызывают. В случае если с собственников квартир всё же потребуют оплату за проведение опломбировки, им нужно сообщить об этом по телефону горячей линии ГУК «Жилфонд» 273-02-77.
Так почему же не надо опломбировать установленные счетчики в УК или ТСЖ? Новый, купленный в магазине, индивидуальный прибор учёта холодной или горячей воды изначально должен быть проверен и опломбирован заводом-изготовителем, а периодичность и порядок его поверки в дальнейшем определяется инструкцией по эксплуатации, техническим паспортом или иным сопроводительным документом того же изготовителя. «Поэтому действующим в настоящее время законодательством, в частности Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, не предусмотрено в качестве условия применения индивидуальных приборов учёта их опломбирование управляющей компанией», - отмечают юристы. Соответственно, не предусмотрено действующим законодательством и взимание средств за действия управляющей организации по регистрации и опломбированию индивидуальных приборов учёта. Житель платить только за его покупку и установку.
Между тем наличие пломбы на приборе учёта - обязательное условие для его эксплуатации. В противном случае никто не гарантирует точность показаний. Так что покупать счётчик без заводской пломбы чревато. Ведь если он неисправен, и собственник квартиры по этой причине несколько месяцев недоплачивал за воду, причиненный жилищникам и ресурсникам ущерб ему придётся возместить из собственного кармана. К слову, в этом случае пломба, поставленная сотрудниками УК, была бы на руку жильцам, так как гарантами правильной и точной работы счётчика выступали бы уже жилищники.
Как уже было сказано выше, специалисты обслуживающей организации вправе раз в шесть месяцев проверять исправность приборов учёта, установленных в квартирах. Но, согласно правилам предоставления коммунальных услуг, о своём визите инженер должен будет предупредить собственника жилого помещения заранее. Ещё один нюанс: если выяснится, что прибор учёта не прошёл поверку, то людям придётся заплатить за коммунальные ресурсы по нормативам потребления.
Степан ТОЛСТЫХ, прокурор Центрального района города Красноярска, старший советник юстиции:
- Для получения необоснованно уплаченных сумм за опломбировку счётчика, гражданам необходимо обратиться в свою управляющую компанию. Если жилищники отказываются вернуть деньги, то в соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокуратура при наличии соответствующих заявлений от граждан имеет право на обращение в их защиту в суд.
НЮАНС
Обязательный срок установки индивидуальных приборов учёта на воду прошёл 1 июля текущего года. Но для тех, кто до сих пор счётчики не поставил, наказания нет. Законодатели грозили повышенными тарифами, но их пока не ввели. Зато сейчас активно разрабатываются расчёты новых методик оплаты коммунальных услуг для тех, кто не установил у себя прибор учёта.
Сколько индивидуальных счётчиков воды установлено в квартирах (по данным ГУК «Жилфонд»)
Всего квартир на обслуживании ГУК Жилфонд - 275 тыс.
Оборудовано счётчиками - 68,7 тыс.
Каждый месяц счётчики появляются в 10-11 тысячах квартир