Новости

Кому охота, а кому - неволя

Кому охота, а кому - неволя

Праздник с протоколом на руках


Открытие сезона охоты - важная дата для всех посвящённых. И, как считают люди бывалые, грех отмечать это событие в городе. Потому ещё в прошлую пятницу, в канун официального разрешения добывать зверя и птицу, вереница машин из Красноярска устремилась в пригород. Любители побродить с ружьишком на природе предпочитают встречать этот день прямо на месте будущей охоты, поближе к потенциальной добыче.

Можно много рассуждать о моральном аспекте охоты, но занятие это имеет давние исторические традиции и вряд ли исчезнет в ближайшее время. Да и азартные люди, ставящие во главу угла не убийство животных, а соревнование с друзьями, всегда были и будут в России. Так что, как считают законодатели и представители надзорных органов, лучше не запрещать охоту, а вводить её в рамки закона. Например, строго-настрого запрещается перевозить незачехлённое оружие, стрелять с движущегося транспорта - будь то машина или лодка, а также находиться в угодьях без охотничьего билета, документов на оружие и разрешения на добычу объектов животного мира. Как уверяют представители надзорных органов, охотники прекрасно осведомлены об этих правилах поведения, но соблюдают их не всегда - надеются на традиционный русский «авось».

Начало охотничьего сезона прибавляет работы и охотнадзору, и специалистам лицензионно-разрешительной службы МВД, и представителям ГИБДД. В эти дни в центральной группе районов Красноярского края работает пять групп, в которые входят представители трёх надзорных органов. С одним из таких экипажей на проверку охотничьих угодий Сухобузимского района в минувшую субботу отправились и мы.

…"Таблетка" охотнадзора отправилась в район деревни Кононово. Государственные инспекторы службы по охране животного мира Фёдор Загребельный и Евгений Хоботов пояснили: места, в которых браконьерят охотники, давно известны специалистам.

  • Осенью это водоёмы, - рассказывает Фёдор Загребельный. - Больше всего нарушителей на Енисее, потому что самая распространённая охота - на утку, с мотолодок.

Весной охотиться можно только на селезня (с подсадными утками, из укрытия), осенью же разрешено стрелять взрослых птиц обоего пола. Но и их нужно добывать строго по правилам - пришёл на лодке в нужное место, заглушил мотор и жди потенциальную добычу. Вот только охотники не гнушаются палить в дичь и с движущегося по воде транспорта. Да ещё и границы отведённых им угодий преступают. Чтобы пресечь такие нарушения, инспекторы охотнадзора решили разделить группу на две части - одна идёт на моторке по Енисею, другая на машине - по берегу. Наш сухопутный экипаж по отлову браконьеров пополнили инспектор отдела полиции МО МВД Емельяновское, которое дислоцируется в Сухобузимском районе, Ирина Полякова и участковый уполномоченный Роман Абрамов. Всех местных нарушителей они знают в лицо, но, как говорит Ирина, чаще незаконной добычей зверья, всё же, занимаются городские охотники.

____Первых нарушителей экипаж надзорных органов встретил прямо на сельской дороге. Серый уазик битком был набит охотниками, а в ногах у сидящих как попало свалено незачехлённое оружие.

  • Грубейшее нарушение, - пояснил Евгений Хоботов. - Если оружие перевозится без чехла, предполагается, что из него могут начать стрелять на ходу. Охотникам ещё повезло, что они никого не добыли, иначе нарушение можно было бы квалифицировать как уголовное преступление.

Один из охотников уазика нервно вытирает пот и вздыхает: «Всего-то с одного озера на другое ехали. Но, ведь, всё равно ничего не докажешь - в нашем государстве гражданин всегда виновен». И тут же в размышлении тянет: «Хотя, если факт налицо…».

Запрет охоты с транспортного средства возник не просто так: ведь рядом с машиной или лодкой животное находится в беспомощном состоянии. Так что в моральном плане это уже не охота, а обыкновенное убийство. Но самые отъявленные убийцы братьев наших меньших - фарщики, как называют их в народе. Они действуют по ночам, когда животные выходят на поля кормиться. Зайцев и лисиц высвечивают фарами и стреляют с машин на блеск глаз. Задержать таких браконьеров сложно, но можно. Для их поимки готовятся специальные операции, ведь это не просто охотники, а настоящие преступники.

- Это общественно опасные действия, потому что в темноте просто не знаешь куда стреляешь и в кого попадёшь, - поясняет Евгений Хоботов. А Ирина Полякова вспоминает: несколько лет назад в Сухобузимском районе один из охотников таким образом пристрелил собственного сына. На парне, который загонял зверя, была надета лисья шапка…

Берега местных озёр близ деревни Абакшино буквально усеяны стоянками охотников и рыбаков. Мужчины мирно отмечают праздник около костерков. Законом это не запрещено, а правил они не нарушают - и за руль пьяными не садятся, и все документы на оружие и охоту имеют.

  • Приятно посмотреть на законопослушных граждан, - улыбается Евгений Хоботов и на прощанье желает: - Хорошей добычи вам, мужики!

С добычей нынче, действительно, туго - ни на одной охотничьей стоянке не могли похвастать подстреленной уткой. Зато на острове Конском, куда дальше отправилась наша группа, удалось заметить аж четыре добытых птицы. Не меньше здесь оказалось и нарушителей закона.

В ЛПХ «Добрые молодцы» лежало и сидело несколько молодцов, принявших ударную дозу алкоголя. Необходимые документы оказались только у двоих, остальные ловко изображали непонимание. Главный в этой компании - мужчина, представившийся чиновником государственной службы, смело выставлял инспекторам оценки: требуешь соблюдения закона, составляешь протокол об административном правонарушении - «двойка», отпускаешь браконьеров с миром - «пятёрка». Но представители надзорных органов на оценки «учителя» внимания не обращали - шуточное ли дело: у одного из членов весёлой компании вовсе не оказалось документов на оружие и производство охоты. При этом, как выяснил участковый уполномоченный Роман Абрамов, из ружья нарушителя в этот день стреляли, в ствол был забит патрон.

  • Раз в пять лет разрешение на оружие необходимо продлевать, а многие забывают это делать, - поясняет инспектор центра разрешительно-лицензионной работы ГУ МВД России по Красноярскому краю Сергей Вайтусин. - Наказание за такое правонарушение - штраф, и оружие при этом изымается.

Как говорят инспекторы охотнадзора и разрешительно-лицензионной службы, дважды в год административные правонарушения охотникам лучше не совершать. Даже если гражданин попался на мелких проступках, в первый раз ему это простят, а вот после второго - аннулируют разрешение на ношение оружия и охотничий билет.

А, кроме того, за незаконно добытую дичь необходимо будет возместить ущерб. Каждое животное имеет свою цену. Недавно, например, в Туруханском районе браконьера, попавшегося с четырьмя лосями, обязали выплатить в бюджет около полумиллиона рублей - по 120 тысяч за каждого убиенного сохатого.

В первый день охоты инспекторы составили около десяти протоколов об административных правонарушениях, и это только за несколько часов патрулирования озёр и берега Енисея Сухобузимского района. Впрочем, как оценили сами представители охотнадзора, дело не в количестве протоколов, а в самом присутствии инспектора в охотничьих угодьях.

  • Информация о том, что инспектор работает в угодьях, досматривает охотников, довольно быстро распространяется по побережью, - говорит Фёдор Загребельный. - И это играет положительную роль - народ начинает приучаться к порядку, лишний раз нарушать не станет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА