Новости
Дефицита. net
Почему растут цены на топливо?
Цены на бензин в Красноярске могут вновь повыситься. Как говорят аналитики, на рост стоимости топлива влияют сразу несколько факторов, причём нефтеносность региона в их число не входит. Так что, сколько бы мы не добывали сырья, больше дешёвого бензина у нас от этого не станет.
Ещё в июне полпред президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский заявил: мол, не видит причин для роста цен на бензин в регионах Сибири. Но на деле вышло иначе. В конце августа в Красноярске на некоторых заправках стоимость социального топлива - АИ-92 - выросла почти на рубль. При этом частные заправщики и местные экономисты предупреждают: это ещё не предел.
Эксперты топливного рынка и депутаты Законодательного собрания края - Роман Гольдман и Александр Дьяков недавний рост цен связывают с изменением акцизов, которые вступили в действие с 1 января, но, как известно, до президентских выборов никак не влияли на ситуацию в рознице.
- Нефтяные компании сразу не провели корректировку цен по акцизам, а сейчас этот процесс пошёл, - считает Александр Дьяков. - Кроме того, крупные игроки нефтяного рынка готовятся к повышению экспортных пошлин, которые вводятся с 1 сентября. И это тоже отражается на нашем рынке.
Впрочем, рост цен на топливо, продиктованный изменением акцизов, - не единственная проблема, с которой могут столкнуться потребители. Всем памятны события полуторагодовалой давности. Весной 2011 года в некоторых регионах России грянул настоящий бензиновый кризис. В одних территориях заметно выросли цены, в других возник дефицит топлива, который сопровождался ажиотажными спросом. В соседнем Алтайском крае автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компании «Газпромнефть» и «Роснефть» отпускали по 20 литров на машину и то только для владельцев дисконтных карт. На других АЗС продажа топлива была остановлена. Минэнерго тот бензиновый кризис связало с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67 процентов, а также с удержанием топлива крупными компаниями.
В настоящий момент об удержании топлива никто уже не говорит, а дефицит, возникший в прошлом году, сохраняется и сегодня. Спрос же, как говорится, порождает предложение. При этом цены диктует производитель.
- Компания «Роснефть» установила для Красноярского края порог цены за тонну топлива - 30 500 рублей, но выделяется нашему региону всего 50 процентов от потребности социального бензина 92-й марки, - говорит Александр Дьяков. - Другие же поставщики устанавливают цены от 32 тысяч до 34 тысяч за тонну. Рынок независимых АЗС уже подал сигнал SOS.
Заправщики вслед за Министерством энергетики констатируют: большой объём топлива сегодня уходит за границу. В Европе цена за литр дизельного топлива доходит до двух евро, то есть примерно до 80 рублей, что гораздо больше, чем в России. Однако, по оценкам экспертов РИА «Рейтинг», на свою чистую зарплату (после вычета налогов и социальных выплат) наш соотечественник может рассчитывать на 870 литров в месяц, не тратя при этом ни копейки на питание и другие нужды. В то же время житель Люксембурга на свой доход может заправлять 2,2 тысячи литров в месяц, а в Норвегии - 1,9 тысячи литров. Потому вполне понятно стремление производителей топлива продавать свою продукцию за пределами России, где и цены выше, и спрос стабильнее.
- Крупные компании, выполняя свою главную задачу - то есть зарабатывая деньги, - получают доход на других рынках, - считает Дьяков. - В итоге Красноярску бензина не хватает.
Как говорят розничные продавцы, недостающее топливо им приходится доставать правдами и неправдами. Хуже всего приходится сельхозпроизводителям, выделяемое им льготное топливо составляет всего 40 процентов от требуемого.
- У нас постоянный дефицит высокооктановых бензинов, просто вы этого не видите, - говорит Роман Гольдман. - Но не лучше ситуация и с другими марками. В выходные звонит мне глава Новобирилюсского района и просит: «Займи дизельное топливо, у нас в селе Рассвет две заправки закрылись, топливо негде купить». А мне и занять им нечего.
В прошлом году, обсуждая тему бензинового дефицита, депутат Госдумы Валерий Зубов сказал: бензиновый кризис можно преодолеть только снижением налогов и строительством новых НПЗ. Как раз отсутствие современных нефтеперерабатывающих заводов - объективная причина повышения стоимости топлива, считает директор Красноярского филиала национальной ассоциации участников фондового рынка Виктор Прохоров.
- Очень часто приводят такие факты: за последние 10-15 лет в стране практически не строились новые мощности по производству бензина, - говорит Виктор Прохоров. - Мы фактически работаем на том, что было создано в советский период. КПД этих предприятий очень невысокий. Так что, несмотря на то, что нефти в нашей стране и Красноярском крае много, цена на бензин всё равно будет расти, потому что переработчиков практически нет. Да и имеющиеся стараются выкачать побольше денег из населения.
Решить эту больную проблему, считают аналитики, действительно можно только строительством новых, современных НПЗ, которые не принадлежали бы монополистам нефтяного рынка. Но это решается на высшем уровне. В Красноярском крае депутаты Законодательного собрания решили побороться хотя бы с дискриминационными ценами на топливо, по которым производители продают бензин красноярской рознице. Как говорит Александр Дьяков, уже составлено письмо за подписью губернатора края Льва Кузнецова президенту Роснефти Игорю Сечину с просьбой отменить повышающие коэффициенты на топливо, ввозимое на территорию Красноярского края.
- Существует так называемая карта цен на ГСМ по России. В связи с тем, что в Красноярском крае средний доход на душу населения достаточно высок, нефтяные компании предлагают нам топливо по 32 и 34 тыс. руб. за тонну бензина АИ-92, - говорит эксперт топливного рынка. - Но ведь очевидно, что при расчёте ценовой политики для Красноярского края, очень сильно растянутого с севера на юг, нельзя опираться только на показатели среднего дохода в регионе.
Эксперты топливного рынка считают, что цены у производителей должны быть едины для всех регионов СФО. Услышат ли их чиновники? Время покажет.