Новости

Мы были на передовой

Мы были на передовой

В России предлагают возродить звание Герой Труда


“А Зоя приехала? — спрашивали представители из Болгарии на приёме у министра лёгкой промышленности Тарасова в Москве. — Это вы? А можно мы хотя бы до вас дотронемся. Это такая честь увидеть вас, пообщаться, да просто рядом постоять”. Зоя Фёдоровна Сафонова 41 год проработала на красноярском шёлковом комбинате ткачихой. В 1973 году в аккурат под Новый год ей было присвоено звание “Герой Социалистического Труда”.

— Тогда это было очень почётно, — вспоминает Зоя Фёдоровна. — Ведь ты прославлял не только своё имя, а в первую очередь предприятие, где трудишься, свою профессию. Звание обязывало тебя быть всегда на высоте, постоянно улучшать свои показатели в работе, заниматься новаторством. Когда сейчас я выступаю перед молодёжью, рассказываю им о том времени, говорю, что мы тогда были на передовой.

Зоя Фёдоровна ничуть не преувеличивает роль передовиков производства. Своим собственным примером она это доказала на деле. Женщина вспоминает: когда поступили на комбинат первые 12 ткацких станков из Чехословакии, она начала их постепенно осваивать.

— Дошла до того, что одновременно могла обсуживать до восьми станков, — говорит Зоя Фёдоровна. — Тогда представители из Чехословакии заявили: “Всё, больше уже некуда, не справишься”. А я освоила 17 — это был рекорд страны. Я не остановилась на этом — стала работать на 22 станках. А за тем, как запускала 50 станков, следили чуть ли не всем миром. В цех приехали журналисты, установили камеры, освещение. Станки гудят, жарко, но я должна справиться.

И справилась. А позже, когда другие ткачихи стали наступать на пятки, освоила уже 75 станков. За что и получила столь почётное звание, которое перестали присваивать в 90-е годы прошлого столетия.

Идея реанимировать звание “Герой Труда” обсуждается уже несколько лет. И, похоже, долгая дискуссия близится к завершению. В октябре проект по возрождению звания обсудят сами Герои, после чего представят президенту страны.

— Мы уже не раз поднимали этот вопрос на разных уровнях власти, но нам отвечали, что надобность в таком звании отпала, в России есть другая награда “За заслуги перед Отечеством”, — рассказывает Татьяна Протопопова, ведущий специалист Красноярского регионального отделения Всероссийской общественной организации “Трудовая доблесть России”. — Мы проанализировали, кто же удостоился такой награды. В основном это руководители предприятий, артисты, спортсмены. И всего два труженика на всю страну: доярка из Читинской области да тракторист из Ставрополья.

О том, что сейчас труд представителей рабочих профессий не в почёте, сетуют и профсоюзы. Молодёжь на заводы работать не идёт. Зарплата низкая и никакой перспективы. Одним словом, не престижно.

— Я считаю, что звание “Герой Труда” сыграло бы определённую роль в повышении престижа рабочих профессий, — рассуждает Олег Исянов, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края. — У любого из нас есть потребность в материальном стимуле в виде заработной платы и обеспечении нормального уровня жизни. Также необходим и моральный стимул. Это как раз звания и награды. Человеку важно осознавать, что он вносит реальный вклад в развитие общества и страны и что государство отметило эти заслуги. Другое дело, как спроецировать это звание на современную экономику и трудовые отношения. Здесь сразу же возникает масса вопросов. Один из них: кому присваивать “Героя Труда”? Очевидно, что это должен быть реальный сектор: те, кто строят, пилят, точат, плавят, собирают станки, добывают нефть и так далее. Ещё один немаловажный вопрос: как выявить заслуги человека перед страной, если предприятий с государственным участием всё меньше и меньше? Большинство структур коммерческие, и наполовину такие организации в тени. Как тут выявить вклад конкретного человека в развитие общества и страны?

Само понятие “труд” девальвировалось. Зоя Сафонова вспоминает о существовавшем во времена СССР социалистическом соревновании, пятилетках, планах. Сегодня ничего этого и в помине нет. “За то, как я раньше работала, сейчас меня бы побили коллеги по предприятию, — признаётся женщина. — Надо же было постоянно наращивать обороты, перевыполнять план, придумывать, каким образом увеличить производительность труда. Всё это делалось для страны, для края, города, а не ради денег”. Сегодня реалии экономики таковы: деньги не зарабатываются, они делаются на чём это только возможно, и не на благо государства, и даже не в карман предприятия, а на счета владельца частной корпорации. Хотя есть всё же крупные компании, заводы, где каким-то образом можно выявить заслуги работника перед Родиной. Это предприятия оборонного комплекса, металлургические, угольные, нефтяные производства.

— Самое главное условие для присвоения такого звания — у человека всё должно быть прозрачно, — говорит Олег Исянов. — Белая зарплата, налоги и так далее. Ну и, соответственно, если государство признало твои трудовые заслуги на таком высоком уровне, значит, это признание должно сопровождаться соответствующими льготами. Но одно дело, когда ты получаешь 30 тысяч рублей, и тебе действительно все эти бонусы будут не лишними. Другое — если зарплата порядка одного миллиона рублей, как, к примеру, у менеджеров серьёзных корпораций. Зачем ему эти льготы?

— Безусловно, любая оценка созидательного труда человека важна, значима, — отмечает Андрей Селезнёв, депутат Красноярского городского Совета. — Но в современных условиях при низких социальных гарантиях, когда размер минимальной заработной платы ниже прожиточного уровня, когда наёмный рабочий трудится не для страны, а на благо собственника предприятия, понятие “созидательный труд” дискредитировано. И, на мой взгляд, идея возродить звание “Герой Труда” несовместима с реалиями.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА