Новости
Чтоб машину не забрали
Новая система при покупке автомобилей
Пару лет назад в Красноярске произошёл беспрецедентный случай. Один из крупнейших автосалонов города, который является официальным дилером нескольких брендовых марок, продал автомобиль, находящийся в залоге. Новый хозяин машины был весьма удивлён, когда к нему домой пришли с требованием отдать четырёхколёсного друга. Что-либо возразить он не мог: на руках приставов было судебное постановление о взыскании долга. Машина в этом документе значилась как средство обеспечения обязательства по взятому банковскому кредиту.
- Это был не новый автомобиль, а один из тех, которые продаются по акции «Trade in», - рассказывает юрист Алексей Мирза. - По ней человек покупает машину, совершает пробег в несколько тысяч километров, а затем продаёт по сниженной цене автосалону. Автомаркет в свою очередь вновь выставляет железного коня на продажу с пометкой б/у. Такой автомобиль и был приобретён моим клиентом.
По словам Алексея Эдуардовича, чтобы вернуть денежные средства, потраченные на покупку автомобиля, пришлось подавать в суд на автосалон, который не проверил, имеет ли машина какие-либо обременения. Два года длились разбирательства, пока не было принято решение в пользу истца. За это время было потрачено столько нервов и времени, что у гражданина пропала всякая охота покупать подержанные машины. Что же касается автосалона, то ему пришлось искать недобросовестного продавца и взыскивать понесённый ущерб, а предприятию пришлось платить банку уже с него.
В России сегодня никто не застрахован от подобных случаев. А причина - пробелы в нашем законодательстве. Но в ближайшее время правительство намеревается изменить ситуацию. Министерство юстиции выставило на суд общественности законопроект, по которому предлагается ввести регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества. Идея проста: если человек захочет приобрести автомобиль, то ему достаточно взять выписку из базы данных или зайти на определённый сайт и убедиться, что машина не обременена никаким финансовым обязательством.
- Предложение очень хорошее, и оно обсуждается среди юристов не первый год, - рассказывает адвокат, депутат горсовета, Александр Глисков. - В моей практике была куча дел, когда машина перепродавалась, а банк потом накладывал взыскание. И ни разу суд не вставал на сторону пострадавшего автовладельца.
В правительстве предлагают ввести реестр заложенных автомобилей, чтобы новые покупатели знали, какие обременения лежат на авто.
Отсутствие прозрачности в таких сделках является почвой для мошеннических схем. Но я думаю, что реестр необходимо вводить не только для автомобилистов, продающих свои машины. Давно назрела необходимость и в других сферах, например, в семейном праве. Если человек умер, то как проверить, оставил он завещание или нет? Если бы было удостоверение последней воли усопшего, то возникало бы меньше судебных споров. Родственники обратились бы в регистрирующий орган, и все вопросы снялись бы сами собой.
Идея создания реестра не вызывает споров, но существуют разногласия, кто должен заниматься регистрацией обременённых автомобилей. В Первопрестольной по этому поводу даже прошло обширное совещание, в котором приняли участие представители Федеральной нотариальной палаты, Центробанка, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфина, Института законодательства и сравнительного правоведения. Финансисты Центробанка отметили, что регистрация уведомлений о залоге движимого имущества у них уже работает на базе бюро кредитных историй, и эта система хорошо себя зарекомендовала. Московские чиновники с воодушевлением восприняли эту новость и заявили: вполне возможно, что бюро кредитных историй станет основой.
Депутат Красноярского городского Совета Ирина Иванова считает иначе: лучше бы было возложить обязанность по регистрации автомобилей, находящихся в залоге, на ГИБДД.
- Госинспекция непосредственно занимается машинами, она и должна взять на себя новую функцию, - говорит Ирина Геннадьевна. - Но я не думаю, что реестр должен быть публичным. Информацию необходимо выдавать заинтересованным лицам через запрос, как это делается в Регистрационной палате. Разрешить доступ к данным о вашем автомобиле всем поголовно, например, через сайт в Интернете, будет неправильно. Каждый из нас вряд ли захочет находиться под колпаком. Однако здесь уже стоит рассмотреть вариант электронного обращения, потому что выдача справок может затянуться.
Ещё один вопрос - стоит ли регистрировать договоры залога у нотариуса. Если бы сделка была задокументирована, это позволило бы создать не только полную информационную базу залогов, но и не потребовало бы дополнительных средств. По оценке Минфина, появление самостоятельного реестра потребовало бы бюджетного финансирования в размере около миллиарда рублей - суммы, которую вряд ли согласится выделить какое-либо ведомство. А в рамках существующей информационной системы нотариата возможно формировать базу за счёт совершенных нотариальных действий. Специалисты отмечают, что также возможен и смешанный вариант: нотариусы бы удостоверяли договоры и направляли информацию в реестр бюро кредитных историй.
- Я боюсь, что как бы задумка с введением реестра не стала очередной бюрократической волокитой, - считает водитель с многолетним стажем Артём Гусев. - Автомобиль - это всё-таки не недвижимость, и он находится в более интенсивном обороте, чем квартира или земельный участок. Введение дополнительных бумажных процедур сделал бы по минимуму. Но в то же время какие-то гарантии автовладельцу, что он не покупает кота в мешке, стоит вводить. Сам я не сталкивался с мошенниками, но знакомые рассказывали, что случаи залётов были. Человек покупал машину, а её потом забирали. Думаю, что проще всего было бы вводить отметку в паспорте транспортного средства. Это было бы относительно простым, быстрым и не требующим больших затрат способом обеспечения безопасности.
Специалисты отмечают, что в отношении некоторых движимых вещей подобный реестр осуществляется и в настоящее время. Так, например, залоговой регистрации подлежат гражданские воздушные, морские, речные суда и некоторые другие виды транспортных средств. Но всю эту систему регистраций необходимо унифицировать, а это задача не из лёгких.
Сегодня в качестве залога может использоваться что угодно: земельный участок, квартира, машина, техника или золотые украшения. Главное, чтобы эта вещь устраивала кредитора. В Красноярске немногие банки решаются выделять кредиты под залог автомобиля. Опять же, чтобы минимизировать риски. Ведь машину человек может разбить, перезаложить, продать. Конечно, существуют и такие сделки, по которым авто ставится на специальную стоянку без права пользования. Но редко кто из владельцев соглашается на такие условия: сегодня автомобиль - это наше всё. Так зачем головная боль банку, которая к тому же может сыграть на его имидже? Согласие на обеспечение залога железным конём дают более мелкие финансовые игроки, чтобы хоть как-то конкурировать с гигантами банковского сектора. Не будем называть громких имён, но скажем, что один из самых популярных среди населения банков страны кредиты под залог автомобиля в нашем городе не выдаёт.
Для тех же, кто собирается покупать автомобиль, но сомневается в добропорядочности продавца, существуют определённые рекомендации. Во-первых, лучше удостовериться, что человек, выставивший машину на продажу, постоянно проживает в городе, узнать его домашний адрес, чтобы в случае чего, его можно было бы найти. Во-вторых, по возможности стоит проверить информацию об обременениях автомобиля в банках, которые находятся рядом с местом жительства продавца. Ну а лучше всего, конечно, покупать машину через знакомых.