Новости

От основ до перспектив

От основ до перспектив

В 1968 году Верховный Совет утвердил «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик». Это было, по сути, первое упоминание о контроле за использованием и охраной земель в советском государстве. Любопытно, что данный документ просуществовал довольно долго и полностью ушёл в прошлое только 2001-м.

Действующее сегодня земельное законодательство ещё очень молодо, ему немногим больше десяти лет. Однако уже сейчас ясно, что будущее его ожидает бурное. Правительством страны утверждены основы государственной политики использования земельного фонда на 2012-2017 годы. А это значит, что вскоре нас ожидают изменения земельного законодательства. Прежде всего они коснутся усиления государственного и муниципального контроля за использованием земель. В недалёкой перспективе появятся правовые основания для изъятия участков по причине их ненадлежащего использования.

Но всё это - дело будущего. Основа же для него была заложена 24 декабря 1990 года, когда в стране появилась частная собственность (тогда вышел Закон «О собственности в РСФСР»). Уже в следующем году в России был принят Земельный кодекс, в котором предусматривалась бесплатная передача в собственность гражданам земельных участков. Стартовала так называемая дачная реформа в России. Именно в это время земельные участки перестали быть предметом острого дефицита и поступили в свободное обращение. Землю нарезали всем желающим. Наш край активно включился в реформу, и к 2001 году 96 процентов владельцев cадовых участков на территории Красноярска получили землю в собственность бесплатно и зарегистрировали свои права.

Так как земля и то, что на ней построено, всегда были ценным имуществом, а управление ими считалось большим искусством, неудивительно, что на пороге больших реформ, ещё в июле 1991 года, Красноярским городским Советом народных депутатов было принято решение «Об образовании комитета при горисполкоме по управлению муниципальной собственностью».

Комитет должен был стать штабом профессионалов для выполнения невиданных ранее задач - формирования муниципальной собственности города с помощью мер по разгосударствлению и приватизации предприятий в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. На этап становления комитета (1991-1993 годы) пришлась львиная доля приватизации муниципальных объектов - 410, или свыше 53 процентов за весь период экономических реформ.

В 1996-м наступил новый этап в работе комитета. Сформированной муниципальной собственностью надо было управлять, и управлять эффективно. В период 1996-1998 годов основные усилия были направлены на совершенствование механизмов учёта, контроля и распоряжения городским имуществом. Одновременно продолжался процесс приватизации, в это время арендуемые помещения выкупались - в основном собственниками приватизированных предприятий.

В 1998 году существенно меняются подходы к продаже муниципальной недвижимости. На торги выставляются объекты незавершённого строительства, неиспользуемые здания и помещения. То есть то, что не имеет для города первостепенной важности и является обузой для бюджета - ведь чтобы достроить такие здания, требовались значительные финансовые вложения. В этот же период город в массовом масштабе принимает от предприятий жильё и объекты соцкультбыта. Объём муниципальной собственности значительно возрастает. В 1999 году комитет по управлению муниципальной собственностью преобразуется в департамент недвижимости.

Время шло. Новым подходом стало понимание земельного участка и расположенного на нём строения как единого объекта недвижимости. В декабре 2002 года произошло слияние департамента с земельным управлением Красноярска. Функции ведомства расширились: к управлению имуществом города добавились сложнейшие вопросы земельных отношений. Отныне департамент выступает заказчиком при проведении работ по землеустройству, мониторингу, инвентаризации и межеванию муниципальных земель на территории Красноярска.

В феврале 2005 года изменилось и наименование - департамент недвижимости стал департаментом муниципального имущества и земельных отношений. Другой стала не только вывеска, но и основные пункты положения о департаменте. Новая структура курирует три главных направления: управление муниципальным имуществом, правовое регулирование и контроль за состоянием муниципальной собственности, а также эффективное управление городскими землями. Сегодня небольшой комитет превратился в одно из крупнейших подразделений администрации города, отвечающее за всё, чем владеет Красноярск.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА