Новости
Основа движения - велосипед
_По данным Красноярскстата, количество горожан, владеющих велосипедами, за последни__е годы__ выросло на 30 процентов. И это не удивительно. В__елосипед не нуждается в топливе — раз. Стоит__ он относительно недорого — два. И, конечно же, полезен для здоровья — три. Но у всех этих плюсов, есть всё перечёркивающий минус: велосипед, как показывает практика, крайне беззащитное т__ран__спортное средство на проезжей части__._
Ни для кого не секрет, что взаимное уважение на дороге — основа безопасного движения. Однако расспросите автовладельцев: они попытаются уверить вас в том, что велосипедисты попросту мешают движению. А любители велосипедов будут парировать, приводя примеры откровенной наглости водителей. Так в чём же истина?
Павел Приволжский по праву может называть себя и автомобилистом, и велосипедистом.
Не так давно парень попал в дорожно-транспортное происшествие. Дело было так: на своём велосипеде он двигался по проспекту Мира, в общем потоке. Все знают, что автомобилисты паркуются на проспекте практически повсеместно, хотя в иных местах это запрещено. Ну так вот: стоит припаркованная иномарка, велосипедист Павел поравнялся с ней, уже практически проехал, как вдруг дверь машины открылась… Боковым ударом этой дверцы наездника выбило из седла. Велосипед повредился. Но возмущение Павла было связано не с аварией. Девушка — водитель припаркованного автомобиля даже не помогла ему, наоборот, начала высказывать своё недовольство в крайне неприятной форме. С чего бы!? Ведь и припарковалась она там, где нельзя, да ещё, выходя из машины, не удосужилась посмотреть по сторонам. А если бы автобус проезжал? Сама бы пострадала, дверцу помяла, пассажиров бы лишила проезда.
Состоялся суд, который признал автовладелицу виновной, выписал штраф — 100 рублей, хотя, согласно законодательству, вступившему в силу с 1 июня этого года, штраф должен составить 500 рублей. Казалось бы, смешные деньги, но… Девушка и при таком раскладе своей вины не признала. Дело может отправиться на перерассмотрение.
И вот заговорил в Павле автомобилист… Признаётся, что, когда он видит велосипедиста на дороге, интуитивно начинает опасаться. Как поведёт себя ездок, неясно, какой манёвр будет совершать, непонятно, потому что просто не знают многие велоездоки предупредительных сигналов. Поэтому, находясь в автомобиле, Павел старается быть предельно внимательным к другим участникам движения. Кстати, привёл он нам в пример Андрияна Христофорова, тренера-преподавателя по триатлону. Этот наставник на своих занятиях обязательно рассказывает ребятам, что для того, чтобы велосипедисту повернуть направо, необходимо отвести в сторону правую руку. А чтобы предупредить об остановке — поднять руку вверх. Одним словом, тренер-преподаватель объясняет начинающим, что правила для всех одни и передвигаться по дорогам общего пользования необходимо, строго соблюдая законы. Личным примером при этом показывая окружающим, как надо поступать.
Практически во всей Европе есть специально размеченные велодорожки. Никто из других участников дорожного движения и не думает выезжать на эту разметку. Как с этим обстоят дела в нашем городе, мы узнали у заместителя руководителя Красспорта Владимира Мусиенко, который, кстати, является опытным велосипедистом.
Мы говорили с высоким руководством ГИБДД на предмет организации в Красноярске специальной разметки для велосипедистов на дорогах общего пользования, — пояснил Владимир Иванович. — Ведь в Правилах дорожного движения чётко написано, что велосипедист — равноправный участник дорожного движения наряду с другими транспортными средствами, а следовательно, и другие участники должны это понимать. В ГИБДД верно объяснили, что автомобилисты игнорируют специальную разметку для маршрутного транспорта, нередко просто паркуются на ней. Не удивительно, что велосипедную разметку они вообще видеть не будут. Менталитет у нас, к сожалению, не тот, чтобы нарисованная краской линия сдерживала сознание водителя. Я недавно был в Европе, там с эти делом всё чётко и строго: никто не заезжает и не заходит в зону проезда велосипедиста, но и он в свою очередь не мешает другим участникам движения, знаки подаёт правильно — уважительно относится к этим требованиям. Это, как мне кажется, вопрос нравственно-социальный. Однако и оставлять в стороне эту тему нельзя. Мы стараемся прививать культуру езды на острове Татышев. Там существуют специальные знаки, которые чётко указывают, кто и как должен двигаться. 90 процентов велосипедистов это выполняют, но оставшиеся десять… Будем прививать культуру вождения и дальше, работать в этом направлении. Сейчас все мои знакомые передвигаются только в специальных велошлемах, нам дорого наше здоровье. Мы соблюдаем все меры безопасности и правила движения. Велосипедист, к сожалению, пока может чувствовать себя спокойно только на острове Татышев и на набережной Енисея. Что касается отношения автомобилистов к своим двухколёсным коллегам, то, как ни горько, сам закон по этому поводу говорит: за наезд на велосипедиста максимальный штраф 500 рублей, а за наезд на газон — три тысячи! Получается, что жизнь человека дешевле зелёного насаждения. Без всякого сомнения, здесь необходимо менять подход, ужесточать штрафы. Возможно, тогда отношение у водителей начнёт меняться. Правда, процесс этот очень долгий. Ведь мы десятилетиями молчаливо соглашались с хамством и неуважением на дорогах, а теперь попробуй поменять это… Не менее пяти лет надо на то, чтобы сознание граждан начало принимать иные нормы поведения. Сейчас город активно застраивается, поэтому есть идея обратиться к застройщикам с предложением, чтобы велосипедные дорожки закладывались в проекты. Строится дом — строится и велосипедная дорожка. Это и полезно, и выгодно. Жители новых районов, несомненно, оценят такой подход, и, возможно, именно факт наличия такой дорожки во дворе дома послужит основанием для приобретения жилья именно в этом месте.
В Правилах дорожного движения написано, что велосипедисту разрешено двигаться по автомобильной дороге, правда запрещено по автомагистралям (за исключением велопробегов, проводимых с обязательным обеспечением надлежащей безопасности участников). Значит, и водители должны это чётко понимать. Несмотря на то, что велосипед не является транспортным средством, снабжённым двигателем, он остаётся полноправным участником дорожного движения. Поэтому только сообща водитель и велосипедист смогут решить проблемы, которые между ними существуют.
Возможно, руководству ГИБДД тоже стоит взяться за эксперимент: нанести хотя бы одну линию разметки велосипедной дорожки и посмотреть, что из этого получится. Увидеть живьём встречу автовладельца и велосипедиста. Постараться на месте разобраться в той или иной возникающей при этом ситуации. Чтобы не было случаев как с Павлом. А дальше, глядишь, больше! И станет разметка для любителей велопрогулок обычным делом. Как знак “кирпич” и ему подобные для автомобилистов.
Пока же постараемся просто соблюдать правила. Вне зависимости от того, в машине мы или на велосипеде.