Новости

Воображаемые крылья

Воображаемые крылья

Дон Кихотами не становятся, ими рождаются

Когда Мартин на сцене - это целое представление. Прекрасное и вдохновляющее: его сумасшедший испанский темперамент удивительно сочетается с изящным, утончённым звуком, пронзительность и глубина соседствуют с тонким юмором. Причём, не важно, дирижирует он или играет на трубе. И ещё на него безумно интересно смотреть: дирижируя, он пританцовывает, словно на дискотеке времен барокко. И видно, что и музыка, и танец доставляют ему огромное удовольствие. Молодость, легкость, подвижность, влюблённость в то, что он исполняет - несомненные достоинства испанского музыканта. Они словно кисть искусного художника-реставратора, которая стирает патину, нанесённую временем, с произведений и портретов великих старых мастеров: Малера, Вивальди, Телемана, Мендельсона. И ты уже начинаешь подозревать, что современник Баха Георг Филипп Телеман не только строгий дядька в белом парике, церковный музыкант и органист, но и живой человек, который, возможно, тоже любил приплясывать, управляя оркестром.

Мартин Баеса де Рубио - первый звёздный гость XI фестиваля камерно-оркестровой музыки «Сибирь - Европа». В среду испанский трубач и дирижёр вместе с красноярскими музыкантами открыл двадцатый творческий сезон Красноярского камерного оркестра. В первый день художественный руководитель муниципального коллектива уступил место за дирижёрским пультом своему зарубежного. О чём, кажется, совсем не пожалел. Красноярская публика была очарована новым участником фестиваля.

«Я родился в провинции Ламанчи, я покажу вам Дон Кихота, я знаю, какой он», - улыбаясь, говорит Мартин сибирским музыкантам, занимая место дирижёра, чтобы сыграть отрывки из Сюиты для струнных германского композитора Телемана . И вот уже незадачливый испанский идальго скачет на глупом, но верном Россинанте, борется с ветряными мельницами и грезит о прекрасной Дульсинее. Узнали красноярцы и как прекрасна труба земляка Сервантеса и Дон Кихота. Мартин Баес де Рубио исполнил Концерт для трубы с оркестром фа минор Телемана. И выступил в дуэте с замечательным красноярским трубачом Антоном Одинцовым. Они сыграли Концерт для двух труб с оркестром Антонио Вивальди.

Первый концерт фестиваля подходил к завершению. «Пьеро - на небе, мы - здесь, и мы посвящаем ему это произведение Малера», - повернувшись лицом к публике, проникновенно сказал Мартин. Секунда, и руки маэстро взлетают над пюпитром с нотами: звучит бесконечно прекрасная, светлая и столь же бесконечно печальная музыка - отрывок из Пятой симфонии Густава Малера - «Адажиетто».

Хотя о минуте молчания в память о Пьеро Беллуджи не было объявлено официально, но всё же она состоялась благодаря дирижёрскому мастерству Мартина Баеса. Поставив последний аккорд в «Адажиетто», он вместе с оркестром «сыграл» звенящую тишину. Пауза стала одновременно и продолжением музыки, и минутой молчания, данью великому Маэстро.

Единственная в симфоническом наследии композитора светлая, нежная, воздушная мелодия любви, известна сегодня всему миру. Потрясающая по красоте, завораживающая. Это музыкальное чудо, когда слушателю хочется взмахнуть воображаемыми крыльями и взлететь к голубым небесам, - так говорят об этом сочинении критики… Безусловно, такие крылья есть и были у выдающегося итальянского музыканта Пьеро Беллуджи. Этот человек был одним из родителей международного музыкального проекта «Сибирь-Европа». В этот раз фестиваль, к сожалению, открылся уже без участия итальянского дирижёра. В прошлом году 87-летний маэстро открыл десятый юбилейный фестиваль, он же вместе с заслуженным деятелем искусств, художественным руководителем Красноярского камерного оркестра Михаилом Бенюмовым проводил и первый музыкальный форум, который в 2001 году ещё носил название «Сибирь-Европа». В июне этого года Пьеро Беллуджи не стало. Когда в 2011 году он собрался в Сибирь, врачи пытались его отговорить от дальнего путешествия, но он не отступился. «Красноярск - это моё сердце», - сказал Пьеро и оправился в дорогу.

Своей работой маэстро завораживал: кисти рук с длинными пальцами, словно птицы, парили в воздухе над партитурой, указывая оркестрантам единственно верное направление - вперёд и ввысь. Когда он дирижировал, не было ни времени, ни пространства, только - полёт. Полёт ангела.

P.S. Интервью с Мартином Баесом де Рубио читайте с следующий четверг, в приложении к газете «Городские новости» - «Проспект культуры».

Смотрите фоторепортаж: Мартин Баеса де Рубио (труба, Испания) в Красноярске

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА