Новости

Синдром Мцыри

Синдром Мцыри

Александр ЩербаковНе всякая потеря желает быть найденной

Наткнувшись в сети на чат телепроекта «Жди меня», где обсуждались поиски людей, красноярец Александр Щербаков тоже решил попробовать себя в благородном поисковом деле. Со временем поиск стал главным делом жизни Александра, и последние десять лет он помогает людям восстанавливать утраченные родственные и дружеские связи.

- Неистребимое желание во что бы то ни стало найти родную душу воспел ещё Лермонтов в поэме «Мцыри», где герой-сирота, выросший в общем-то в нормальных условиях, терпит душевную боль от того, что не знает своих корней. До поры я не понимала, почему он так страдает… А Вам близки его чувства?

  • Отчасти да. В нашем роду тоже есть потерянные звенья. Мой папа в 1930-е годы воспитывался в детском доме. Вспоминает, как после ареста отца, который был военным, мать завела его и двоих сестёр в общественную баню погреться. И исчезла. Потом уже отец понял, что мама тогда решила уберечь детей от беды - от специального приюта для детей изменников Родины, обычный детский дом был лучше. Когда отец вырос, он делал попытки найти родных, но безуспешно, так и ушёл в мир иной, не найдя никого.

- А Вы искали?

  • Периодически я проверяю, не ищет ли кто-то нас. Но активный поиск не веду, понимаете, у меня есть некое внутреннее ощущение, что, если судьбе будет угодно, мы встретимся.

- Вы помните, с чего начиналась Ваша работа поисковика?

  • Мне удалось организовать съёмки программы «Жди меня» в Красноярске, которая вызвала громадный интерес земляков. Хотелось им помочь, поучаствовать. После многих попыток и отказов в разных редакциях заинтересовал идеей сделать что-то подобное у нас «Комсомолку», там мы долго вели рубрику. Год шла программа на радио, журналисты пересылали мне обращения, которые поступали к ним, их было примерно 180-200 в месяц. Я всё прочитывал, не мог оставаться равнодушным. Приобрёл кое-какие базы данных, тогда это ещё было законно, нашёл старые телефонные справочники, собрал по всем знакомым, и стал трудиться в свободное от работы время. Два первых года столько по городу наколесил! Мобильная связь тогда почти отсутствовала, я просто ходил пешком и проверял адреса, живут ли там розыскиваемые, делал запросы в другие города, устанавливал связи - с архивом, бюро регистрации несчастных случаев. Поездки - дело затратное, порой приходилось свои деньги вкладывать, даже находил подработки, чтобы было на что искать. С годами появились свои приёмы, связи. А весной прошлого года познакомились с журналистом Натальей Кечиной и родилась телепрограмма «Мы встретимся», я её соавтор.

Жительница нашего края уговорила маму продать жильё на родине и поехать с ней в Сибирь. Поселила старушку на даче - непонятно, кормила или нет, - потом вообще отвела на вокзал и оставила там.

- Как народ реагировал на неожиданные визиты поисковика, когда только Вы начинали? И как реагирует сейчас?

  • Раньше земляки были более дружелюбны, сейчас жёстче, черствее. И не только из-за страха, что могут стать жертвой мошенничества, а просто думают, что те, кто их ищет, будут претендовать на наследство, имущество. Но в подавляющем большинстве всё-таки сограждане радуются, что их пытаются найти дорогие люди.

- Плачут от счастья?

  • Плачут! Некоторые начинают плакать в телефонную трубку, только услышав, что их ищут дорогие люди. Иногда простые истории очень вдохновляют, потому что находят друг друга милые люди. Женщина по имени Галина искала подругу Ольгу, с которой вместе когда-то играли в одной команде в ручной мяч. И мы нашли её, та жила в Брянской области. Женщины встретились в скайпе - сколько было восторгов! Даже мне стало на душе хорошо от их позитива.

- Бывает ли так, что найденные люди продолжают общение с Вами?

  • Случается. Одному мужчине я нашёл сестру, а он стал помощником проекта в поисках. Помню несколько случаев, когда с героями историй завязывались дружеские отношения. Был, например, один парнишка лет восемнадцати со сложной судьбой, так он хотел разыскать отца. Пока искали родителя, я чем мог ему помогал, поддерживал, а в итоге нашёл отца. И хотя отношения с ним не сложились - тот сыну вовсе не обрадовался, - юноша не жалеет, что разыскал папу. Сейчас он уже вырос, его жизнь нормально сложилась, а мы с ним поддерживаем отношения, созваниваемся.

- А много ли бывает сентиментальных запросов, когда люди просят разыскать сердечного друга юности?

  • Действительно, таких просьб получаем много, особенно весной. (Улыбается.) Но я их стараюсь избегать, тема таит много нюнасов. Чувства пылали в юности, у искомых половинок есть семьи, которые можно порушить из-за чьей-то внезапной ностальгии. Или случится драма. Недавно обратилась бабушке 84 лет, ищет возлюбленного молодости - в гостиной висит большая фотография. Дети и внуки бабули выросли, муж умер, говорит, что найдёт человека и будет счастлива. Я начал искать, а оказалось, что герой давно умер. От женщины мы хотели факт скрыть, но она все телефоны оборвала, пришлось открыть истину. Кому стало легче?

Во многих случаях поиски старой любви - это иллюзорное стремление очутиться в юности, где всё прекрасно, ощутить прилив неземных ощущений.

Во многих случаях поиски старой любви - это иллюзорное стремление очутиться в юности, где всё прекрасно, ощутить прилив неземных ощущений. Потому что в реальности - одиночество, брошенность. Но бывает, чтонайденный «принц» или «принцесса» не хотят видеть давних возлюбленных и ворошить прошлое. И у того, кто уже намечтал райскую сказку, случается шок, болезненное прозрение. Один мужчина, с которым отказались встречаться его школьная любовь, болел полтора года! Такой же удар получают и дети, ищущие родителей, которые по каким-то причинам их не признают. В любом случае, если люди отказываются от встреч, я им оставляю номер телефона, прошу позвонить, если они вдруг передумают.

- Александр, Вы начинали поисковую работу со старых справочников. Какие возможности добавила современность?

  • Облегчают жизнь социальные сети, помогают добровольцы из других городов. Обращаемся в архив, в бюро несчастных случаев. Есть единицы добровольцев, которые помогают поискам. С полицией хотелось бы связи упрочить и расширить. Помогает и пресса. Кроме нашей программы есть газеты, публикующие поисковые запросы. Благодаря СМИ недавно нашли одну пенсионерку. Ко мне обратились родные бабушки, которая ушла в неизвестность из больницы, куда попала с сердечным приступом. Дама толком ничего о себе не помнила, и мы показали фото бабушки в новостях - зрители узнали её и позвонили. Ещё пример. Полиция нашла бабушку на вокзале, она знала только свою фамилию и помнила, что жила на Украине. Поместили её в дом ночного пребывания, где она встретила своё 80-летие. Затем стали восстанавливать судьбу бабушки по шагам. Оказалась, что дочь - жительница нашего края - уговорила маму продать жильё на родине и поехать с ней в Сибирь, потом поселила старушку на даче, непонятно, кормила или нет, потом вообще отвела на вокзал и оставила там. Деньгами за хатку бабули семья воспользовалась, купила машину, что-то ещё, а женщину - вон. Мы долго вели работу, нашли племянницу бабушки, спонсора и после мытарств пенсионерка отправилась домой, где её встретили и приняли близкие.

- А с местной родней бабушки встречались?

  • Да. Они сказали, что она им не нужна. Было огромное желание как-то выразить действием всё, что о них думаю. Но сдержался. Жизнь накажет сама.

- Ситуации пропажи пожилых людей из-за потери памяти не единичны?

  • Похожее случается и с молодыми. Несколько лет назад добрые сибиряки-дачники приютили странного молодого человека, катающегося на пригородной электричке. Он о себе ничего не мог толком рассказать. Дачники обратились ко мне, и я стал искать - оказалось, родные из Белоруссии его разыскивают. Он однажды вышел из дома и пропал!

- Поневоле просится мысль об инопланетянах…

  • Был целый большой период таких вот беспамятных потеряшек. Коллеги из «Жди меня» проводили расследование, обращались в институт Сербского. Пришли к версии - её нельзя считать на сто процентов достоверной, - что в СССР были разработаны препараты, стирающие память, которые до сих пор кем-то используются во зло.

- Иностранные граждане к Вам обращаются?

  • Обращаются. Сейчас как раз пытаемся найти родственников гражданина Бельгии, чья прабабушка во время революции эмигрировала, а её муж остался здесь в крае, он был священником. Уехавшая россиянка поддерживала у детей и внуков любовь к России, учила потомков русскому языку, все её внуки названы русскими именами. В розыске помог бы краевой архив, но, чтобы изучать его документы, нужно время и помощники, интересующиеся темой поисков… Ведём поиск ещё по одной истории. Дело было в Западной Украине, 1942 год. Мальчик 12 лет шёл на лыжах домой, мама вышла его встречать и нашла только лыжные палки. Оказалось, сына схватили фашисты и отправили в концлагерь, в Германию. Какой-то немец взял его домашним работником, но человек попался добрый, относился к мальчишке как к родному. Ребёнок вырос и женился на дочери хозяина, у них родились дети. Во время СССР он писал, но матери запретили отвечать, а она очень тосковала по сыну… Сейчас этого человека ищет младшая сестра. Следы обнаружены в Англии, но оттуда семья уже уехала. Шестое чувство мне почему-то говорит, что они в Австралии, пробуем это проверять через Красный Крест.

- Интуиция? Вы ею часто пользуетесь?

  • Конечно. Иногда поиск заходит в тупик, и я понимаю, что надо выждать. А потом вдруг чувствую - пора действовать. И люди находятся.

- У Вас есть какие-то глобальные мечты?

  • У меня есть мысль организовать в Красноярске первый в России центр поиска людей. Для этого нужно небольшое помещение, компьютер и минимум финансирования. Сейчас готовим письмо мэру, ведь проблема социально значима. Есть две категории людей, которым остро необходимо восстанавливать родственные связи, - это дети войны, и таких становится всё меньше, и бомжи. Многие из них когда-то попали в трудные ситуации и опустились на дно жизни, но их часто ищут близкие из других регионов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА