Новости
Газета на льдине (улица Шмидта)
Надежда была только на авиацию
В 30-е годы прошлого столетия в метриках девочек, рождённых в Советском Союзе, появились новые имена - Лагшмивара и Оюшминальда. Сегодня они вызывают улыбку или недоумение. Однако в эпоху, когда детей называли Тракторами, Искрами и Пятилетками, это было делом обычным. Что же означают сложносочинённые девичьи имена? Всё довольно просто: «Лагерь Шмидта в Арктике» и «Отто Юльевич Шмидт на льдине». Это - дань памяти о героической зимовке экспедиции парохода «Челюскин».
Отто Юльевич Шмидт родился в 1891 году в Могилёве (Белоруссия). В семье, кроме него, было ещё четверо детей. Шмидты жили бедно, поэтому дети не могли получить приличного образования. Однако Отто, старший сын, рано обнаружил способности и стремление к знаниям. Поэтому на семейном совете было принято решение помочь ему получить образование.
В классическую гимназию Могилёва Отто был принят сразу во второй класс. Обычной программы ему не хватало - начал много читать и увлёкся древними языками. Наряду с обязательным латинским он добился у директора разрешения изучать ещё и древнегреческий язык. Гимназию окончил с золотой медалью, затем физико-математический факультет Киевского университета. Служил там же приват-доцентом.
После Октябрьской революции О. Ю. Шмидт - член коллегий ряда наркоматов, один из организаторов советской системы высшего образования, науки. Руководил государственным издательством, организовал первое издание Большой советской энциклопедии, принимал деятельное участие в реформе высшей школы и разработке сети научно-исследовательских учреждений. В 1923-1956 годах - профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ). Выдающийся исследователь Арктики, организатор первой в мире дрейфующей научной станции, талантливый учёный. Ещё в 1932 году на ледокольном пароходе «Сибиряков» в одну навигацию прошёл весь Северный морской путь, положив начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири. Одним словом, это был удивительно разносторонний, талантливый, незаурядный человек.
Именем Шмидта названы остров в Карском море, полуостров в северной части Новой Земли, мыс на побережье Чукотского моря, одна из вершин и перевал в горах Памира, а также Институт физики Земли. Имя его носит одна из улиц нашего города. И совсем неслучайно.
Будучи начальником Главсевморпути (1932-1939), Отто Юльевич бывал в Красноярске, форпосте отечественной Арктики. Сохранились сведения о том, что он отдыхал в местном военном госпитале (здание бывшей духовной семинарии, расположенное возле Центрального парка). Самое же главное, что связывало Шмидта с нашим городом, это легендарная зимовка на льдине после гибели парохода «Челюскин» в 1934 году. Связующим звеном стали красноярские полярные лётчики, которые спасли экспедицию.
Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения.
Об этой зимовке немало написано, снят художественный фильм, и всё же стоит ещё раз напомнить о тех героических днях. Экспедиция должна была проверить, возможно ли плавание по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. Однако это не удалось: пароход «Челюскин» раздавили льды - один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лёд океана. Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять.
Когда люди оказались на льду, была образована правительственная комиссия по спасению челюскинцев. О её действиях постоянно сообщалось в печати. В возможность спасения многие специалисты не верили. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые могли бы плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда ещё не было. Надежда оставалась только на авиацию, и правительственная комиссия направила на спасение три группы самолётов.
Два месяца 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом… Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях - большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в подобных условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Здесь же всё оказалось по-другому.
В условиях Крайнего Севера, находясь на льдине, которая могла в любой момент треснуть, не ожидая скорой помощи, участники экспедиции, среди которых, кстати, были женщины и дети, смогли построить из материалов, спущенных с борта «Челюскина», барак и пекарню. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт, на льдине он издавал стенную газету и читал лекции по философии.
Операция по спасению челюскинцев была одной из самых ярких и блистательных за всю историю авиации и флота. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1933 года совершил экипаж Ляпидевского на самолёте АНТ-4. Тогда он вывез десятерых женщин и двоих детей. Массовая эвакуация людей началась в начале апреля через 13 дней. За две недели лётчики совершили 24 рейса. Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще.
А Шмидт продолжал работать, и, как всегда, в разных областях. Выбирался депутатом Верховного Совета СССР. Редактировал журнал «Природа». Выдвинул новую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы, над которой работал до конца жизни.
Скончался Отто Юльевич Шмидт 7 сентября 1956 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.