Новости

Вместо каторги - ссылка (улица Гусарова)

Вместо каторги - ссылка (улица Гусарова)

Большевик, он же главврач

Ветлужанка микрорайон относительно новый. Первая улица, которая была там построена, названа именем Фёдора Васильевича Гусарова - революционера, искровца, партийного работника, врача. К нашему городу этот человек имеет непосредственное отношение. Впрочем обо всём по порядку.

Гусаров Федор Васильевич родился в 1875 году. С молодости входил в ряды социал-демократов, серьёзно занимался партийной работой. После II съезда РСДРП стал большевиком, даже вошёл в состав центрального комитета. Осенью 1903 года в этом качестве он руководил деятельностью одной из военных групп, совершил поездку на Кавказ для переориентации социал-демократических организаций региона на большевистские позиции.

В июне 1906 года выехал в Кронштадт, чтобы возглавить начавшееся там восстание солдат и матросов. Восстание было разгромлено, сам же Фёдор Гусаров 21 июня арестован и предан военно-окружному суду. Меньше чем через месяц этот суд приговорил его к восьми годам каторжных работ. Правда, потом каторгу Гусарову заменили ссылкой в Енисейскую губернию.

С этого времени по 1918 год Фёдор Васильевич жил и работал в Красноярске, сначала врачом, а затем заведующим одной из городских больниц. После Февральской революции остался в Сибири. Был членом райкома РСДРП (б) в нашем городе, вёл агитацию среди рабочих и солдат, выступал на митингах, избирался кандидатом от большевиков во Всероссийское Учредительное собрание. В конце 1917 года был избран членом Центросибири, депутатом Красноярского Совета, входил в его исполком, был комиссаром здравоохранения Енисейской губернии. Весной 1918 года руководил формированием красногвардейских отрядов, участвовал в боях против чехословацкого корпуса. После падения Советской власти работал в подполье, участвовал в подготовке восстаний против Колчака. В декабре 1919-го его отозвали в Москву, но по пути наверху решение по каким-то причинам изменили, и Гусаров получил назначение в Омск. Занимал ряд руководящих постов: был членом Омского исполкома, заместителем председателя Сибздрава, заместителем председателя Омского горсовета, заведовал военным отделом Омского горкома РКП(б), а также входил в редколлегию газеты «Советская Сибирь».

Хирурги мылись в бане, а для местной анестезии применяли… кокаин. Эфир вошёл в употребление с 1913 года.

Однако вернёмся в Красноярск. С 1914 года Федор Васильевич Гусаров стал заведующим хирургической лечебницей. К слову, в этой больнице лечился и умер 11 (24 по старому стилю) сентября 1916 года революционер Сурен Спандарян, именем которого названа одна из улиц Красноярска.

Интересные, на наш взгляд, факты. По свидетельству красноярских историков, большую необходимость врачи видели в развитии «хлороформирования» при операциях. Плата за хлороформ была установлена Обществом врачей в размере три рубля за операцию. Само введение этой статьи вызвано тем, что заведующий нередко находился в затруднении (не имея хлороформатора), делать ли ту или иную операцию. А за плату у врачей была возможность пригласить на данную операцию ответственного специалиста. Для местной анестезии использовали… кокаин, с 1913 года вошёл в употребление эфир.

Перед операциями помещение мылось водой с мылом и слабым раствором карболовой кислоты или сулемы. Сами хирурги мылись в бане, надевали чистое белье. Руки мыли водой с мылом, затем протирали сулемой и алкоголем, халаты персонала подвергались стирке. Для обсушивания ран применялись марлевые и ватные шарики, пропитанные сулемой и слегка высушенные. Словом, медицина начала прошлого века.

Есть, кстати, данные, что Гусаров был свидетелем расстрела Колчака. Об этом, в частности, написал томский автор Валерий Привалихин. Цитируем. «При расстреле на Ушаковке/Ангаре 7 февраля присутствовал врач-большевик Фёдор Гусаров. Роль его состояла в том, чтобы засвидетельствовать смерть Колчака и Пепеляева после винтовочного залпа. 45-летний врач-большевик, выпускник Петербургской военно-медицинской академии, соратник Ленина, в начале 1920 года работал врачом в военном Знаменском госпитале. В книге иркутского журналиста Г. Т. Килессо «Улица имени…» (Иркутск, Вост.- Сиб. кн. изд., изд. 3-е, 1989 г.) на странице 268-й читаю: «Как врач, Ф.В. Гусаров засвидетельствовал смерть Колчака после расстрела». Рассказал об этом журналисту в 1954 году бывший председатель Иркутского военно-революционного комитета А. А. Ширямов. Прошло четверть века со времени ночного расстрела, умер И. В. Сталин и настала хрущёвская оттепель, Александр Ширямов был в возрасте и за год до кончины мог позволить себе быть более откровенным».

О том, что при расстреле на Ушаковке присутствовал врач Фёдор Гусаров, в других воспоминаниях ни слова. Сам же Гусаров умер спустя несколько месяцев после этого события. Нет, на Гусарова никто не покушался, он уже в феврале был неизлечимо болен. Его перевели из Иркутска в Омск, назначив заведующим Сибздравотделом, а 27 августа 1920 года он умер от туберкулёза и был похоронен в Омске на площади Красных Героев…».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА