Новости

Озвучить старого зайца

Озвучить старого зайца

Мульт из чего угодно

Зачем режиссёру секундомер, можно ли сваять анимационную картину из воздуха - об этом и многом другом рассказала юным сибирякам на мастер-классе красноярского фестиваля «Твори-гора» известный мультипликатор Наталья Березовая, режиссёр мультфильмов популярного цикла «Гора самоцветов», - «Непослушный медвежёнок», «Гордый Мыш» и «Козёл и баран» .

В небольшом зале БКЗ - серьёзная молодёжь с планшетниками, увлекающаяся анимацией. Тинейджеры Никита и Миша, пришедшие на встречу с мастером, пробуют делать мультфильмы давно. Сами пишут сценарии, придумывают героев.

- Из современных мультов мне нравится «Гадкий Я». - делится Никита. - Там очень хорошая и яркая анимация. Есть у меня и собственные работы, самый удачный герой - Квелл.

В будущем Никита собирается открыть свою студию, а на мастер-классе рассчитывает получить новые знания и опыт, которые очень пригодятся.

Его товарищ Миша, которые тоже пробует делать анимационные картины, хочет узнать на встрече что-то новое. Он предпочитает современным советские мультики, говорит, что нравится классика, про Чебурашку и крокодила Гену.

Детскому психологу Лилии, руководившей раньше курсами флеш-анимации, интересны технические подробности создания мультфильмов, она надеется, что режиссёр поделится полезной информацией.

В ожидании гуру смотрим фильмы аниматоров «Твори горы». Классическая «Репка» в их исполнении необычна: юмористические персонажи вырезаны из детского рисунка типа «каляка-маляка», мышка в разы больше бабки, дедки и других алчущих вытянуть жёлтый овощ, а закадровый малышовый голос рассказывает не вполне привычную версию сказки. Психоделом и философией отдают мини-картины старших участников фестиваля. Фильмы по-хорошему амбициозны, хотя и не совершенны.

Наконец появляется Наталья Березовая, демократичная девушка приятного вида, с мягкой улыбкой и твёрдым голосом. Она рассказывает и показывает, каким образом по шагам делаются мультипликационные картины.

Знакомимся с простой и гениальной техникой стоп-моушен, когда снятые фотоаппаратом кадры соединяются в видеоряд, создавая сюрреалистичную картину нереального мира.

- Это довольно лёгкая техника, которую используют даже любители, снимая на мобильник интересные предметы и оживляя их при помощи определённой программы, - говорит Наталья.

А в результате работы талантливых аниматоров рождаются удивительные ролики. Смотрим несколько любопытных мини-фильмов про стихии. Описать такое довольно сложно, нужно смотреть и восхищаться. «Вода». На экране движется и оживает вода, узоры из капель перемещаются, звуки дождя сливаются в причудливую мелодию. Следующий фильм сделан из ветра, он дует, двигает самолётики и облака. «Земля». Почва поёт и танцует, перемещается, прорастает травой, шевелится жучками и червячками.

Подробно режиссёр говорит и о привычной технологии создания анимационных фильмов. Интересно даже тому, кто не в теме.

Царь и бог всякого мультика - режиссёр, который вертит как хочет актёрами, то есть художниками - аниматорами.

- Аниматор всегда подчиняется режиссерскому замыслу, разыгрывает (расписывает) сцену в заданном ему ключе, - поясняет Наталья. - Когда я продумываю сцену, она от начала до конца по кадрам выстраивается у меня в голове, что и как должно происходить, как должны персонажи двигаться, жестикулировать, говорить.

На примере новой готовящейся сказки из «Гора самоцветов» Наталья показывает, как выглядит сценарий мультика. Для сценария есть свои правила, действие должно идти по определённой траектории, где есть завязка, развитие и кульминация. В сказке должна быть мораль, а герои обязаны взаимодействовать, починяясь законам драматургии.

Смотрим, как рождается будущая картина «Сказ хоттанского ковра», по мотивам уйгурских сказок.

- В сюжете суровые события, - говорит Наталья Березовая. - Чтобы показать их опосредованно, без натурализма, мы решили сделать всю картину на национальном ковре, как бы соткать историю из ниточек.

Сценарий к мультфильму немного напоминает комикс. На листе - три колонки. В первой кадры, во второй - описания событий, в третьей - время, которое режиссёр вымеряет секундомером.

Обязанность сценариста - максимально точно описать все действия персонажей, передать, что будет происходить в кадре, кто прищурился, кто нахмурился, кто ушёл, кто пришёл. Разбивка фильма по кадрам называется раскадровка.

Объясняя, что и как, мультипликатор попутно вспоминает смешные случаи.

- Мне нужно было найти актёра для озвучивания старого зайца, - с улыбкой вспоминает она. - Послали роль одному артисту, тот обиделся, что его сочли старым и отказал. После этого я подумала, что лучше назвать героя не старым, а мудрым зайцем. Озвучить его согласился прекрасный актёр Игорь Ясулович, чему наша студия была очень рада.

После раскадровки тщательно ведётся работа с персонажами мультфильма. Художники рисуют их в разных ракурсах, и с разными минами, грустными, весёлыми, сердитыми, в профиль и в фас. Выбрав лучших из лучших, ищут технику выполнения - карандаш или краску, гуашь или акварель. Затем рисуют отношения персонажей и проигрывают сцены из будущего фильма. После этого идёт компоновка, когда точно описывается траекторию движения фигур.

Примерно так делается рождается аниматик - черновой ролик будущего фильма.

Мастер-класс впечатлил всех, кто на него пришёл. Кажется мультик - это пять минут смеха или грусти, лёгкое кино для детей, забавная рисованная сказка. А на деле - это серьёзная работа и настоящее искусство, проникающее в душу и заставляющее думать.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА