Новости
Трубач из Ла-Манчи
Главное - правильно дышать
Я несколько раз пересматриваю начальные кадры фильма. Фильма, который когда-то поразил своей красотой и роскошью, который получил премию «Золотой глобус» и был среди номинантов на «Оскар»… Нет никаких сомнений, что в картине бельгийского режиссёра Жерара Корбио «Фаринелли» одну из эпизодических ролей играл мой вчерашний собеседник Мартин Баэза де Рубио.
В фильме Мартин играет, по сути, самого себе, то есть виртуозного музыканта-трубача. По сюжету картины с ним вступает в соревнование легендарный оперный певец Фаринелли. Надо сказать, что подобные состязание - голоса с духовым инструментом - были одним из излюбленных шоу в Европе XVIII века. Во время таких баталий слушатели впадали в экстаз, который определялся как «предчувствие райского блаженства». Фаринелли доказал, что голос его обладает не меньшей, чем у трубы, мощью, гибкостью и способностью удерживать звук. Трубач был посрамлён. Но так было в фильме. Если бы Мартину и Фаринелли пришлось выйти на музыкальный ринг в реальной жизни, то не факт, что победил бы певец… Потому что игру Мартина на трубе критики называют феноменальной, а его талант, темперамент и работоспособность вдохновляют современных композиторов разных стран, и они посвящают музыканту свои сочинения.
За 172 году существования Королевской консерватории в Мадриде я стал всего восьмым трубачом, получившим эту высокую награду.
Мартин Баэза де Рубио окончил Королевскую консерваторию в Мадриде, получив «Специальный приз Высшей чести». Правительство Мадрида и региона Кастильо выделило одарённому музыканту персональный грант для обучения в Университете города Тампа (Флорида) по классу трубы, композиции и дирижирования. С 1993 года де Рубио - профессор по классу трубы, почётный член ассоциации профессоров музыки при Министерстве культуры и образования Испании. Многие из его учеников лауреаты международных конкурсов и занимают первые позиции в консерваториях и оркестрах. Он много гастролирует -то в роли солиста, то в роли дирижёра в лучших коллективах мира. В качестве дирижёра выступал с легендарными симфоническими оркестрами Бостона, Мадрида, Берлина, Лейпцига, Вены. Активная концертная деятельность музыканта в амплуа солиста и первого трубача связана с крупнейшими именами современности: Аббадо, Мета, Мутти, Ашкенази, Ростропович,Темирканов… Он работал для кино, радио и телевидения в 17 странах, записал более 120 компакт-дисков и DVD-дисков, 11 из которых являются сольными, и девять - в качестве дирижёра с высшими оценками музыкальных критиков.
Сегодня Мартин Баэса де Рубио - профессор по классу трубы в Берлинской высшей школе музыки имени Айслера, доктор искусствоведения, первая труба «Немецкой оперы» в Берлине, художественный руководитель Камерного оркестра Берлинской оперы. Также он основатель и президент Фонда Международного музыкального фестиваля у себя на малой родине - в Альмансе. В этом году Мартин стал участником музыкального фестиваля «Сибирь-Европа», где он выступил в роли трубача и дирижёра с Красноярским камерным оркестром.
На мой взгляд, в музыке самое главное - это желание и мечта. Если они есть, то вы просто идёте по своему пути, преодолевая препятствия.
- Правда ли, что труба - инструмент лидеров? Что нужно быть сильным человеком, чтобы совладеть этим инструментом?
- Это правда. Но каждый музыкант, и не только трубач, должен быть сильным. Потому что только волевой и темпераментный человек может передать воображаемый мир, который мы, музыканты, создаём для зрителя на сцене.
- Когда начался ваш роман с трубой?
- Мне было семь лет. В моём маленьком родном испанском городке Альманса был духовой оркестр, где я играл. У меня несколько учителей, я переходил от одного к другому. Потом стал выигрывать региональные конкурсы - так я попал в Мадрид, там продолжил учёбу в консерватории. Признаюсь, чтобы достичь чего-то, мне приходилось много работать, это было непросто.
- Каждый ли человек может научиться играть на трубе? Или нужны определённые физические данные?
- Уверен, что это доступно всякому, будь тебе семь или семнадцать лет. Это миф, что маленькому ребёнку трудно играть на трубе. Поверьте, здесь дело техники: нужно научиться правильно дышать, использовать воздух. На мой взгляд, в музыке самое главное - это желание и мечта. Если они есть, то вы просто идёте по своему пути, преодолевая препятствия. И дело не в том, чтобы быть самым лучшим на свете, главное быть лучше, чем ты сам. В первую очередь, нужно преодолеть и победить себя. Высокий результат складывается из многих компонентов: каким талантом наградил вас Бог, ваши целеустремлённость, желание много трудиться, поддержка семьи и так далее.
- Что значит иметь «Специальный приз высшей чести»?
- Это очень почётно. Получить его нелегко, и это возможно только в том случае, если у вас во время обучения всегда наилучший результат в течение пяти лет. Только тогда, заканчивая высшую школу, вы получаете возможность участвовать в конкурсе на этот особый приз. За 172 года существования Королевской консерватории в Мадриде я стал всего восьмым трубачом, получившим эту высокую награду.
- Вы родились в испанском районе Ла-Манчи, на литературной родине Дон Кихота?..
- Я читал замечательную книгу про Дон Кихота много раз и очень люблю её. С годами стал воспринимать это произведение, конечно, по-другому. Но в одном убеждён, что «Дон Кихот» - замечательная книга, и каждый должен прочитать её: игра воображения, которую описывает Сервантес, не могут оставить никого равнодушным. Когда я играл перед красноярскими зрителями, то попытался при помощи музыки рассказать о своём Дон Кихоте, о том, как представляю этого героя, и в этот момент сам был Дон Кихотом.
- Как случилось, что Вы, испанец, работаете в Берлине?
- Это различные победы и призы довели меня до Берлина. Я работал в Европейском оркестре Густава Малера, играл соло на трубе, где главным дирижёром был Клаудио Аббадо. По его приглашению приехал в Академию Караяна… Потом, так уже сложилось, я, Дон Кихот из Ла-Манча, попал в Берлин. Для жизни музыканта в перемене мест работы и жительства нет ничего удивительного. Сейчас я, например, в Красноярске, потом поеду на концерт в Вену, дальше - в Гамбург. Позже вернусь в Россию, чтобы играть в Москве в концерте, которым будет дирижировать выдающийся маэстро Клаудио Аббадо.
- Нашли ли Вы общий язык с музыкантами из Сибири?
- Конечно. Язык музыки интернационален. Во всём мире его понимают без перевода. Для меня очень важно, что здесь, в Сибири, я нашёл единомышленников и друзей.
- Что значит для трубача хороший инструмент?
- В мире есть много хороших инструментов, которые производят разными фирмами. Просто их нужно найти. У меня различные трубы - немецкие, испанские… Но в Красноярске я играл только на испанской трубе.
- Прочитала, что Вы играли в кино? Есть ли известные фильмы с Вашим участием?
- О да. Наверное, самый известный - это «Фаринелли». Он был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм (в 1995 году эту премию получил фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». - Прим. автора) и получил «Золотой глобус». Знаю, что эта картина была переведена на русский язык. Возможно, вы её смотрели.
PS:Еще больше фото с репетиции - в фотоблоге Бориса Бармина!