Новости
На голову выше
Нужно ли растить из ребёнка гения?
Ваш сын в три года рисует удивительные картины, а дочка в четыре года не просто знает буквы, но и читает любимые сказки? Наверняка родители думают: «Моё чадо - гений!». На самом деле ребёнок может быть одарённым, но не гением. Гении рождаются нечасто.
Нередко взрослые путают понятия «гениальный» и «талантливый». Ведь каждый малыш талантлив по-своему, а гениев единицы. Только два - пять процентов детей во всём мире проявляют гениальные способности, лишь один малыш на шесть миллионов может стать Моцартом или Ломоносовым, но далеко не всегда им становится. Чаще можно встретить детей-вундеркиндов (примерно один малыш на миллион), которые начинают читать в два года, а в десять лет уже поступают в колледж. Но почти все вундеркинды к зрелому возрасту выравниваются в развитии со сверстниками и перестают выделяться, так и не завоевав звания гения.
Интересно, что количество гениальных и сверходарённых детей по сей день остаётся неизменным. И это несмотря на то, что в последние два десятилетия популярно раннее интеллектуальное развитие: повсеместно открываются группы обучения для малышей, в магазинах продаётся множество специальных игрушек, издаются диски и пособия для родителей.
Большинство мам и пап с надеждой вглядываются в своих малышей, пытаясь распознать признаки гениальности. Таким образом взрослые реализуют несбывшиеся мечты и тешат собственное честолюбие. Но если ребёнок оказывается не «сверходарённым», родители нередко чувствуют разочарование и досаду. А ведь даже если малыш не гениален, у него есть огромный потенциал, скрытые возможности, таланты, благодаря которым он может достичь огромных высот в жизни! Но для того чтобы этот потенциал заработал, следует создать определённую атмосферу.
Некоторые родители чуть ли не с пелёнок начинают обучать ребёнка счёту, чтению, письму, иностранным языкам. Игры, шалости, детские забавы кажутся им бессмысленным занятием, нелепым и бесполезным времяпрепровождением.
Уже с полутора-двух лет детишек начинают водить в группы раннего обучения, которые больше походят на «ярмарку родительского тщеславия»: каждая мама подталкивает своего малыша, подбадривает, волнуется, когда он отвлекается или совершает ошибку. Похвалы и восхищение способностями ребёнка для взрослых как бальзам на душу, а успехи другого - как ложка дёгтя. В итоге нередко дети чувствуют скрытую конкурентную борьбу родителей, вследствие чего начинают волноваться, растормаживаться, плохо себя вести. В результате пользу эти занятия не приносят никому. Если же малыш проявляет неординарные способности, родители зачастую начинают захваливать малыша, подчёркивать его уникальность, даровитость, подпитывая детский эгоизм, гордыню, что в конечном счёте негативно отражается на общении ребёнка со сверстниками.
Во всём важен баланс. Каждый малыш индивидуален, и не нужно сравнивать его с соседскими детишками, обращая внимание, лучше он развит или хуже. Нужно смотреть на самого ребёнка, пытаться понять, что ему даётся легко, что сложно, и развивать его личные качества и таланты. Постарайтесь искоренить из своего лексикона слово «гений», чтобы не травмировать психику ребёнка, ведь даже если ваш малыш действительно гениален, ему трудно адекватно воспринять, что он «на голову выше» сверстников. А если малыш «звёзд с неба не хватает», то пережить, что он не оправдал родительских надежд, почти невозможно, это породит комплексы и может привести к серьёзным последствиям в будущем. Кроме того, помните, что многие успешные, талантливые и даже гениальные люди начинали проявлять свои неординарные способности только в зрелом возрасте. Так, Чехов за школьные сочинения получал одни тройки, Шаляпина не хотели брать даже в хористы, а Эдисона и Эйнштейна в детстве считали ограниченными и неспособными учениками.
Но всё же понять, что именно ваш малыш чрезвычайно одарён, можно по нескольким признакам:
у ребёнка рано появилась речь;
он с раннего детства усидчив и внимателен, в год-полтора может больше получаса удерживать внимание на одном предмете;
творчески подходит к решению проблем;
настойчиво интересуется книгами;
чувствителен к музыке;
задаёт много вопросов;
запоминает детали;
придумывает игры;
предпочитает общество старших детей;
любит людей.
Психологи бьют тревогу: многие современные дети не умеют играть. Казалось бы, игра - прерогатива детства, однако сегодня малыши нередко оказываются лишены возможности играть. Всё потому, что с первых же дней жизни родители перегружают детей интеллектуальными занятиями, пытаясь сделать из своих наследников гениев и вундеркиндов. Однако, сами того не понимая, они искажают гармоничное развитие малышей, которое должно проходить определённые этапы.
До семи лет у детей формируется эмоциональная сфера, и основная задача ребёнка в этот период - научиться контактировать с людьми, миром, понять собственное место в обществе. В первые годы жизни дети играют в ролевые игры, проживая различные ситуации, которые будут им встречаться в реальности. Если затормозить развитие эмоциональной сферы, это никогда не восполнится, и у такого взрослого будут серьёзные проблемы с социализацией.
Нужно понимать, что в период с рождения до пяти-семи лет мозг ребёнка получает и перерабатывает колоссальное количество информации: малыш начинает говорить, учится осмысливать увиденное, услышанное и как губка впитывает информационный поток, льющийся со всех сторон. Поскольку ребёнок получает, накапливает и анализирует невероятное количество новой информации, стимулировать и ускорять процесс интеллектуального развития ещё больше крайне опасно. Это может пагубно отразиться на нервной системе малыша, вылившись в серьёзные психические заболевания.
Можно вспомнить знаменитый случай Билли Сидиса, сверходарённого ребёнка, жившего в США в начале XX века. Его называли «самым выдающимся ребёнком в Америке»: в четыре года Билли выучил латинский язык, в шесть лет читал и говорил на восьми языках, а в одиннадцать его приняли одновременно в два вуза - Гарвард и Массачусетский технологический институт. В том же возрасте Билли прочёл свою нашумевшую лекцию о четырёхмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе. Но, чрезмерно развивая интеллект сына, родители не придавали особого значения развитию эмоциональной сферы, не поощряли детские игры, забавы, общение с обычными сверстниками. В итоге вундеркинд вырос незрелым в социальном и эмоциональном отношении человеком, из-за чего сильно страдал, постоянно находился в стрессовом состоянии. Это привело к сумасшествию, полному распаду личности и преждевременной смерти.
Подобных случаев среди маленьких вундеркиндов немало. Родители слишком многого хотят от детей, а ведь одарённые дети, как правило, психически менее устойчивы, крайне впечатлительны, им требуется более умеренный темп жизни. Очень опасно перенапрягать таких малышей - их психика, душевное здоровье могут не выдержать. Развитие должно быть гармоничным, последовательным, и тогда ребёнок обязательно проявит удивительные способности, заложенные природой.
Для успешного развития ребенка и раскрытия талантов важен налаженный контакт между мамой и малышом. И не только физический (объятия, поцелуи), но и душевный. Малыш должен ощущать, что он нужен маме, что ей с ним хорошо, приятно общаться. Чаще беседуйте с ним, причём о любых вещах. Избегайте сюсюканий, старайтесь говорить богатым и правильным языком, чтобы ребёнок с пелёнок привыкал к хорошему произношению и литературной речи. Постепенно сын или дочка будет всё больше понимать, начнёт задавать вопросы, включаться в диалог. Это поможет понять, в каком направлении движется ребёнок, что ему любопытно, ведь, как правило, ему интересно то, что у него легко получается и в чём он талантлив.
Как ни банально это звучит, самое важное в раннем детстве для хорошего развития малыша - доброжелательная обстановка и ощущение защищённости. Психологи считают, что достижения вундеркиндов на 50 процентов зависят от благоприятной окружающей среды, в которой они воспитываются. Одарённые дети - сложноорганизованные существа с острым восприятием и тонкой душевной организацией, они чутко реагируют на любые перемены в жизни, тяжёлые отношения родителей, негативное отношение к себе и нуждаются в большой любви и особом, тактичном подходе к своим проблемам. Такие малыши остро чувствуют любую несправедливость и резко на неё реагируют. Если чувствительный ребёнок постоянно находится в стрессовой ситуации, его психика страдает: у малыша могут развиться неврозы (тики, страхи, энурез), заторможенность или, наоборот, лихорадочная активность, трудности в общении. Из-за этого замедляется и интеллектуальное развитие малыша. Но стоит только гармонизировать обстановку вокруг ребёнка, устранить очаги негативного воздействия, как малыш успокаивается, раскрывается и начинает проявлять неординарные способности, делать серьёзные успехи в той или иной области.
Феномен гения мало изучен до сих пор. Предугадать точно, будет ли ваш ребёнок гением, невозможно, ведь гениальность не передаётся по наследству. Зато уверенно можно сказать: если вы будете воспитывать и взращивать своего ребёнка, учитывая его личностные качества, особенности характера и склонности, вы обязательно раскроете его таланты, разовьёте силу воли, что в конечном итоге, несомненно, поможет малышу стать успешным, интересным, неординарным, гармоничным и, главное, счастливым человеком!