Новости
Бондаренко верное плечо
Болельщики хоккея с мячом со стажем помнят Игоря Бондаренко как неуступчивого в единоборствах, бесстрашного, отрабатывавшего на все сто в любом матче оборонца. Завершив карьеру игрока, Игорь Анатольевич сумел выстоять и поставить на ноги в нулевые грозовые годы свой, как он говорит сам, небольшой бизнес. В качестве председателя краевой федерации хоккея с мячом вместе с друзьями-единомышленниками организует межрегиональный детский турнир памяти игроков красноярского клуба Михаила Лещинского и Василия Першина.
Игорь Анатольевич воспитал сына Артёма отличным хоккеистом: он стал одним из ведущих бомбардиров чемпионата страны и уже привлекается в состав национальной сборной. Конфликта отцов-хоккеистов и детей нет и в помине, тем не менее мы решили поинтересоваться у Игоря Бондаренко, кто лучше играет в русский хоккей - папа или сын?
- Мой сын гораздо талантливее, да и намного подготовленнее во всех отношениях подошёл к моменту приглашения в главную команду, - уверенно отвечает Игорь Анатольевич после короткой паузы. - Артём встал на коньки года в три с половиной, а я только в семь. Артём и технически, и по другим компонентам хоккея выше меня. Недавно отыскал в гараже его первые конёчки - повесим их в семейном музее спорта, лезвия сточены по самые трубки. В характере, правда, ещё не известно, кто сильнее, но надеюсь, что Артём и здесь со временем не уступит. У меня же и перерывы были в хоккейном образовании - болезнь сердца выбила на три года из спорта. Пробивался потом сам: играл в дворовом клубе «Космос» в шайбу, футбол, затем пришёл в клуб «Строитель» треста Промхимстрой. Года два там играл, выступая за команды более старших ребят - вплоть до мужиков, потом тренер «Строителя» Валерий Коняхин, отчества, к сожалению, не помню, но очень благодарен ему, взял меня за руку и привёл в спортшколу «Енисея». Предложил тренеру Владимиру Борисовичу Вишневскому просмотреть меня, сказав при этом:»Пацан тренируется очень хорошо, да и отношение к жизни у него правильное. Он, правда, пока мало что умеет, но, Борисыч, ты не пожалеешь потом, если возьмёшь паренька к себе». В дальнейшем старался оправдать сказанное обо мне, и Вишневский провёл меня по пути вплоть до главной команды.
- Кого вытеснили из основы?
- Да никого определённо. Просто к этому моменту в «Енисее» назрела смена поколения. А пришёл я на позицию Василия Першина в центре обороны, и какой-то период конкуренция между нами была. Я и у Вишневского, и в «Строителе» играл в защите, нравилось отбирать мячи и переправлять партнёрам. Иногда и сам подключался, голы забивал, но большее удовольствие получал от точной и своевременной передачи на партнёра. Даже сейчас, играя за ветеранские команды в футбол и в хоккей, предпочитаю действовать сзади.
- Что-то из спортивной молодости снится по ночам, вспоминается с друзьями за кружкой чая?
- Первые игры на Кубок мира 1982 года. Я ещё ни одного матча за «Енисей» в чемпионатах страны не сыграл, а отыграл весь кубковый турнир. В финальном матче при равном счёте удалось сделать голевую передачу на Андрея Пашкина, который забил победный гол. Мы выиграли - 2:1. Выступал тогда на Кубка не на своём привычном месте, а на позиции правого бортовика: Юра Лахонин почему-то не смог в том сезоне выехать вместе с командой. Вот такой победный дебют получился. И первый большой успех помнится очень ярко. Не хвастаюсь, просто так получилось, что перенёс операцию аппендицита перед Кубком мира и сумел быстро восстановиться. Врач сказал мне после операции, как простому пациенту, что три месяца запрещает любые физические нагрузки. Я же ответил ему, что через месяц уже буду играть, и доктор посмотрел после этого на меня как на сумасшедшего. Через две недели я начал потихоньку бегать кроссы, принимал мумиё, компрессы живой и мёртвой воды на шов накладывал - чего только не пробовал. Зато через месяц и три дня уже играл на Кубке европейских чемпионов, затягивал поясницу широким ремнём, чтобы шов не разошёлся в случае контакта и выходил на лёд. Поставил цель, дал слово - выполняй.
- Круг друзей у Вас хоккейный?
- Как у многих - одноклассники, люди, с кем играю за ветеранские футбольные и хоккейные команды «Энергия». Я всегда был коммуникабельным, открытым человеком и остаюсь.
- Каким образом возвращение в хоккей произошло?
- После того как завершил карьеру игрока, я ушёл в никуда, не имея ни денег, ни связей, было только своё имя и репутация. Занялся бизнесом, через десять лет ставил на ноги своё дело. Стал независимым, что ценю более всего. После этого получил приглашение занять в ХК «Енисей» должность спортивного директора клуба, а потом и генерального директора.
- Есть разница между людьми бизнеса и спорта?
- И в сфере бизнеса, и в сфере спорта есть хорошие и плохие люди. Разницы нет. Везде необходимо доказывать свою состоятельность, везде конкуренция. Благодаря этому ты не стоишь на месте, развиваешься. Иначе, скажем, в твоём бизнесе придут другие люди с новыми идеями и тебя съедят. Поэтому тебе остаётся только двигаться вперёд. Хватало и в бизнесе, и в спорте жёстких взаимоотношений и разговоров - как у всех, всего было достаточно.
- Вы часто выезжаете на матчи Кубка мира?
- Да, четыре раза побывал в Швеции. Я выезжал на матчи как частное лицо на свои средства: совесть не позволяла занимать место кого-то из пацанов, ведь бюджет клуба ограничен. Брал отпуск и вместе с группой поддержки, которую мы организовывали, улетал к ребятам. Всех болельщиков восьмитысячного «Сандвикена» перекрикивали: их за нашим дружным хором речёвок вообще не было слышно. Думаю, что ребята из «Енисея» оценивали присутствие красноярцев на трибунах, и это им помогало. В этом году вместе с компанией «Енисейпром», учредителем которой является бывший хоккеист Михаил Афоничев - он у меня тренировался одно время, когда я был играющим тренером, - организуем выезд в Швецию команды «Енисейпром», в которой играет очень много ветеранов «Енисея» и воспитанников нашей СДЮСШОР. Во время Кубка мира сыграем несколько товарищеских матчей с шведскими командами ветеранов. Мы уже знаем, где будем жить, с кем, где и во сколько играть - шведы очень организованные люди, интересный проект получается. Я мечтал свозить на Кубок мира парней, некоторые из которых никогда в жизни не играли на высоком уровне и не смотрели вживую матчи Кубка мира. Другие смогут сравнить, как всё было 25 лет назад и стало сейчас. Это фантастика.
- Тылы у Вас крепкие?
- Это точно. Мне повезло с Инессой. Мы познакомились на дискотеке - она ещё училась в школе, а я только-только получил аттестат. В «Енисей» на летние сборы меня пригласили в 1977 году, но состав до 1980-го был настолько силён, что в команду пробиться было сложно. Организовали клуб «Торпедо», выступавший в первой лиге, и я принял решение уйти туда, чтобы получить игровую практику и идти дальше по жизни. Отыграв там три месяца, получил от Виктора Ивановича Ломанова, ставшего вторым тренером «Енисея», приглашение вернуться. К этому времени у меня уже были предложения от других клубов высшей лиги от Урала до Новосибирска, серьёзнее всего рассматривал предложение Виталия Лазицкого перебраться в абаканские «Саяны». Мы с Инессой ещё не были женаты, и я её спросил, поедет ли она из Красноярска в провинциальный Абакан? Инесса тут же, не раздумывая, ответила: «Да! Да! Я поеду за тобой хоть куда». Так по жизни и идём вместе. Друзья тоже меня не предавали. Разве что приходилось разочаровываться в одном-двух своих знакомых. Обиды нет, но для меня самое страшное - это разочароваться в человеке, которому верил.
- Обретения?
- Самое главное ощущение от жизни, что я - счастливый человек. У меня живы родители, хорошие дети, жена. Дочь Анна на год старше Артёма, как и я, сама пробивается по жизни. Девочка с характером, независимая, хлебнула в этой жизни прилично.
- То есть?
- Аня поступала в вуз, уже прекрасно знала английский: окончила языковую спецшколу, стала лучшей в олимпиаде среди правобережных школ, жила долгое время в американской семье. На вступительных экзаменах она «недобрала» балл для поступления на бюджетное отделение. И в процессе учёбы была та же картина. Мы говорили дочери, что никогда никого не проси, не унижайся. Анна после вуза стала бортпроводницей, может работать на всех типах лайнеров. Одно время работала в «КрасЭйр», бывали случаи, что по двое суток сидели в Норильске всем экипажем - их не выпускали из салона самолёта, поскольку компания не оплатила вовремя ни топливо, ни места в гостинице аэропорта, ни питание. Порой на всех оставалась только одна коробка чуко-пая. Сейчас работает в российско-турецкой компании, и весь курортный мир у её ног. Шутка, но режим работы такой, что три-четыре дня экипаж тоже может отдохнуть на солнечных пляжах Египта, Эмиратов, Хай-Наня. И зарабатывает очень неплохо. Молодец, видимо, воздаётся всё за труды и терпение. Всё, что бы нас ни убивало, на самом деле делает нас сильнее.
Досье:
Игорь БОНДАРЕНКО, мастер спорта международного класса по хоккею с мячом. Чемпион мира, восьмикратный чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка мира, пятикратный обладатель Кубка европейских чемпионов, обладатель Кубка СССР и России в составе красноярского клуба «Енисей». Председатель краевой федерации хоккея с мячом, предприниматель, в последние годы зарекомендовал себя отличным спортивным организатором.