Новости
Полярный левша (улица Побежимова)
Пожаловали шкуры белого медведя и песца
Его по праву считали лучшим бортмехаником Арктики. Он всегда мог найти выход из сложной ситуации, починить мотор в тяжелейших условиях Крайнего Севера. Недаром его называли полярным левшой. И хотя бортмеханики, чернорабочие лётного цеха, остаются как бы в тени пилотов, имя этого человека — Григория Побежимова — навсегда вписано в историю полярной авиации.
Прожил Григорий Трофимович слишком мало, всего 40 лет. Из них 22 года отдал авиации. Знакомство с ней случилось ещё до революции, когда Побежимова из родного села Усманка Самарской губернии призвали (или попросту — забрили) в солдаты. Служить пришлось на острове Дегербю на Балтике, где в то время строили станцию морской авиации. Смышлёного матроса направили учиться на авиамоториста.
Там, кстати, он познакомился с будущим Героем Советского Союза Василием Молоковым, дружба с которым продолжалась многие годы.
Два паренька горячо приняли революцию, добровольно вступили в Красную Армию. Участвовали под Самарой в боях с белочехами. Потом попали в Нижний Новгород, где создавался авиационный гидроотряд Волжской военной флотилии. Нескольких мотористов, среди них и Побежимова с Молоковым, направили в Красное Село под Петроградом служить в авиашколе. Потом, правда, их пути разошлись, однако снова пересеклись — уже в Красноярске.
Работа Побежимова в Арктике началась в 1927 году, когда он в составе экспедиции Г. Д. Красинского летал на остров Врангеля. Сохранилась любопытная грамота, которую получили все авиаторы после полёта. В ней, в частности, говорится: “…Вы своим перелётом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи с веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум ОСОАВИАХИМа ЯАССР жалуют Вас шкурой белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени”.
Григорий Побежимов приехал в наш город в 1931 году. Здесь на пустынном Телячьем острове создавалась гидроавиабаза. Именно отсюда началось планомерное авиационное освоение Красноярского Севера и Арктики. Побежимов позвал в Красноярск и Молокова.
Друзья работали вместе, совершили немало поистине героических вылетов. В 1936 году они на летающей лодке Дорнье-Валь “СССР Н-2” облетели территорию Крайнего Севера, преодолев по кольцевому маршруту 31 тысячу километров.
Побежимов оправдывал звание полярного левши. На авиаремзаводе, построенном на том же острове Телячьем, с ним были очень хорошо знакомы. Григорий Трофимович руководил ремонтом авиационных моторов, помогал рабочим осваивать технику. Тогда ведь и в помине не было бригад по текущему ремонту самолётов, бортмеханик сам должен был обслуживать машину, а значит, знать её как свои пять пальцев. Григорий Трофимович делал текущий ремонт, а подчас и заменял мотор в полевых арктических условиях. Проявлял порой удивительную смекалку.
По рассказам сослуживцев, это был человек, по-настоящему преданный делу. В работе был поистине неутомим. Никогда не унывающий, общительный, чуткий, он располагал к себе открытым, добрым характером, всегда готов был прийти на помощь. Высокий, стройный, имел много друзей. Жизнерадостный, обаятельный, очень любил жизнь и детей. Был он простым и скромным человеком.
Последний полёт Григория Трофимовича состоялся в августе 1937 года в составе экипажа Леваневского. Лётчики должны были добраться из Москвы через Северный полюс в Америку на четырёхмоторном бомбардировщике. После двадцати часов полёта связь с экипажем оборвалась.
Лётчиков искали долго, но все усилия оказались тщетны, и тогда поиски решено было прекратить. До сих пор никакой достоверной информации о месте и деталях гибели самолёта нет.
В честь Григория Трофимовича Побежимова были названы улица на правом берегу Красноярска, северный мыс арктического острова Циглера в архипелаге Земля Франца Иосифа, а также Красноярский судостроительный завод. Однако имя полярного героя в названии до наших дней не сохранилось.
В 1958 году завод был разделён на судоремонтный и судостроительный. Первый остался в ведении Министерства речного флота, второй передан в ведение Красноярского совнархоза. Из-за различных организационных перестроек и из-за того, что предприятие утратило гидроавиационный профиль, имя Григория Побежимова было упущено.