Новости
Колыбельная для брата
Гергиев обещал сыграть с ней Моцарта
Едва вступив в коридор третьего этажа краевой спецбиблиотеки для инвалидов по зрению, я услышала звуки фортепиано. Прислушалась. Музыка доносилась из литературно-музыкальной гостиной. Кто-то играл вальс Шопена. Манеру игры знакомых мне пианистов я знаю, а этого слышала впервые. Казалось, что звуки сами, без чьей-то помощи отскакивают от клавиш и, легко взлетая, нежно и звонко парят в воздухе, то рассыпаясь мелодичными колокольчиками, то как бы приглашая шагнуть навстречу партнёру и закружиться в танце.
- Кто это играет? - спросила я проходившую мимо девушку.
- Арина Переладова, - услышала я в ответ.
- Арина?! - удивилась я.
- Да, она приехала на каникулы.
Последний раз я слышала её игру год назад. Она играла совсем по-детски. А сейчас было нечто совершенно другое.
Шёл 1998 год. У молодых супругов Переладовых родилась хорошенькая дочурка. Они были на седьмом небе от счастья и назвали малышку красивым старинным русским именем Арина. Но как же они были поражены и напуганы, когда обнаружилось, что их девочка родилась слепой. Внезапно свалившееся на них горе описать невозможно. Но из-за того, что ребёнок оказался незрячим, они полюбили её ещё сильнее. Уделяли намного больше внимания, терпеливо учили делать всё ручками, обходясь без зрения. Покупали разные игрушки, объясняли, кто это, учили их распознавать. Заметив, что Арина любит слушать музыку, купили пианино. Ей тогда было четыре года. Своими крохотными пальчиками девочка стала трогать клавиши, извлекая и распознавая звуки. Ещё когда Арине исполнилось два года, всю заботу о внучке взяла на себя бабушка Людмила Михайловна Мурашкевич. Ей тогда только исполнилось только 50 лет, но она воспользовавшись тем, что у неё льготный северный стаж работы, оставила престижную должность и посвятила себя воспитанию внучки.
Узнав, что в городе имеется краевая спецбиблиотека для слепых, сразу же привела девочку туда. Там имеющие опыт работы с незрячими детьми девушки радушно встретили бабушку и внучку и сразу же взяли ребёнка под своё крылышко. Людмила Михайловна стала приводить свою любимицу в библиотеку два, а то и три раза в неделю. С Ариной стала заниматься выпускница академии музыки и театра Ирина Шляпина. Она стала для слепой девочки первой преподавательницей музыки. Учила её на фортепиано играть гаммы, а затем самые простейшие мелодии. В кружке «Умелые руки» под руководством всё той же Ирины внучка вместе с бабушкой учились лепить из пластилина и солёного теста разные фигурки, делать из бумаги цветы, аппликации, вышивали утолщёнными нитками по крупной канве, тем самым разрабатывая моторику пальцев малышки. Туда же в библиотеку заниматься на фортепиано приводили ещё одну незрячую девочку Лену Иванову. Она была постарше Арины и уже училась в специальной общеобразовательной коррекционной школе и одновременно в музыкальной школе № 7. Лена стала обучать Арину нотной грамоте по системе Брайля. Девочка с удовольствием училась всему, чему её учили. А когда ей исполнилось шесть лет, бабушка записала её в нулевой класс той же специальной общеобразовательной коррекционной школы для слепых детей, и, пройдя прослушивание, Арина стала учиться в первом классе музыкальной школы. Учёба давалась ей легко. А вскоре, занимаясь на фортепиано, она стала сама придумывать мелодии. Бабушка, заметив новые проявившиеся способности внучки, всячески их поощряла.
В школе Арина познакомилась с Дианой Перфильевой. Она также училась в тех же двух школах, но только двумя классами старше. Так как они обе любили музыку, то вскоре стали задушевными подружками. К тому же Диана сочиняла стихи, а Арина стала писать на них музыку. А когда у Арины родился младший братик Максим, девочки в честь этого события написали песню «Колыбельная для брата». Арине тогда исполнилось восемь лет. Сейчас у подруг написан не один десяток песен.
Время шло. Занятия в музыкальной школе не совсем устраивали бабушку. И не потому, что учителя плохие, просто они не знали методики занятий со слепыми детьми. Нужно было что-то делать. И Людмила Михайловна занялась поиском новой специализированной школы. Учебное заведение, которое полностью соответствует требованиям Людмилы Михайловны, нашлось в городе Армавире Краснодарского края. Оно оснащено современным оборудованием, там имеется компьютерный класс, замечательный спортивный зал. Кроме того, в этом же здании находится и музыкальная школа, в которой учатся 300 детей, из них 100 ребят - инвалидов по зрению. Их обучают специально подготовленные педагоги, отлично знающие систему Брайля. Людмила Михайловна поехала в Армавир, познакомилась с директорами школ, с условиями и их учебным процессом и решила, что её внучка будет учиться там. Сказано - сделано! В4-й класс Арина пошла уже в армавирской школе. А вот в музыкальную школу её приняли лишь в 2-й класс, так как техника игры девочки оставляла желать лучшего. Бабушка, конечно же, осталась вместе с внучкой. Купила небольшую квартирку и каждое утро отводит Арину в школу, а вечером возвращаются в своё уютное гнёздышко.
Незаметно пролетело три года. Талантливая девочка быстро набиралась мастерства. В первый же год её отправили на детский конкурс пианистов в Краснодар. И там она заняла 1-е место. С тех пор Арина участвует во всех проходящих конкурсах пианистов не только в Краснодаре, но и в Петербурге. В конкурсе «Шаг навстречу», в котором участвуют инвалиды всех категорий, она три года подряд занимала призовые места. Но главным в этих конкурсах то, что она играет с профессиональными симфоническими оркестрами. А это для неё является очень хорошей профессиональной школой. В конце 2011 года Арина была участницей фестиваля «Белая трость», проходившего в Москве, который организовала известная незрячая певица Диана Гурцкая. Там ей посчастливилось играть дуэтом в четыре руки пьесу «Ночь в Мадриде» с народным артистом России Дмитрием Маликовым. А на последнем конкурсе в Петербурге один из лучших современных дирижёров России Валерий Гергиев, услышав игру девочки, пообещал в конце 2012 года приехать в Краснодар и сыграть с ней 23-й концерт Моцарта.
Недавно Арине исполнилось 14 лет, она получила паспорт. Как и прежде, приезжая домой на каникулы, бабушка приводит её библиотеку. По нескольку часов, самостоятельно используя читающую машину, Арина слушает нужную литературу, напечатанную плоскопечатным шрифтом, а так же аудио и на дисках. И, конечно же, играет на фортепиано. Не изменила она своим привычкам и на этот раз. Каникулы пролетели быстро. А за день до отъезда они с Дианой сделали для своих земляков своеобразный подарок. Выступили в библиотеке с концертом. Арина, как всегда, играла, а её подруга читала стихи. Начали они свой концерт с той самой песни «Колыбельная для брата», с которой и зародилось их творческий тандем. Играла Арина и Шопена, и Моцарта, прозвучало и несколько пьес её собственного сочинения.
Сейчас она вместе со своей бабушкой Людой снова далеко от родного города, целыми днями на занятиях то в одной, то в другой школе. Выступает с концертами, а зимой на каникулы они обязательно приедут, и в библиотеке снова зазвучит её музыка.