Новости

ВТО: Всероссийское Товарное Ожидание

ВТО: Всероссийское Товарное Ожидание

Почему цены в магазинах не снижаются?

“Я бы больше боялся африканской чумы свиней, чем вступления России в ВТО”, — уверенно говорит заместитель министра сельского хозяйства России Илья Шестаков.

Чума свиней действительно косит российское поголовье. За месяц только в одном Краснодарском крае, с которым часто путают Красноярский, ветврачи приказали уничтожить 150 тысяч свиней. Для сравнения, во всём нашем крае выращивают лишь в три раза большее поголовье. Но и ВТО тоже здесь. 22 августа Россия стала полноправным его участником.

Почему же тогда цены на импортные товары не идут резко вниз, как обещали сторонники присоединения ко Всемирной торговой организации? Дело в том, что российское правительство, выбирая между резким потребительским благом со снижением цен и будущим отечественного бизнеса, склонилось всё же в сторону второго. И понятно почему. Условия для производства в нашей стране не самые лучшие. Станки и оборудование на предприятиях — ещё советских времён, а значит, высокой производительностью не отличаются. Рабочая сила — дорогая и зачастую ленивая. При таком раскладе иностранные производители легко потеснили бы местных, и, соответственно, число рабочих мест в стране резко пошло бы вниз. А безработным даже дешёвые товары покупать было бы не на что. Аргументы, конечно, совсем не рыночные, идее ВТО противоречащие, зато отвечающие реалиям.

Самое главное — российские власти не просто сделали выбор. Они сумели при подписании бумаг ВТО отстоять свою позицию. Россия выторговала себе переходный период сроком в семь лет, за время которого ввозные пошлины на импортные товары будут снижаться постепенно. Именно поэтому импортные товары резко и не подешевели. Но постепенно пошлины будут снижаться. Больше всего они уменьшатся на лекарства — с нынешних 10—15 процентов до 5—6,5, на легковые машины — с 30 процентов до 15, на сельхозтехнику — с 15 — до 5—10 процентов и на фрукты — с десяти до пяти процентов.

За переходные годы государство надеется перестроить российскую экономику так, чтобы оборудование на предприятиях было современным, а люди — мобильными. На это в ближайшие три года собираются потратить 2,6 триллиона рублей из бюджета. Такую цифру на инвестиционном форуме “Сочи-2012” озвучил генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. Уже в следующем году объём помощи, как прописано в проекте федерального бюджета, составит 600 миллиардов, и с каждым годом он будет увеличиваться.

Причём больше половины средств федеральное правительство направит напрямую в регионы, и уже те смогут раздавать средства предприятиям. Конкретный предприниматель сможет получить госпомощь до 10 миллионов рублей на приобретение нового оборудования, а если предприятие инновационное — до 15 миллионов. Средства безвозвратные. Единственное условие, от предпринимателей не зависящее, — власти регионов должны будут подать заявку на получение финансовой помощи федерации. Без этого деньги в регион не придут, даже если предприниматели в них нуждаются и готовы менять оборудование на конкурентоспособное.

Больше всего стенаний звучало и продолжает звучать от сельхозпроизводителей. По их словам, скоро мы будем есть исключительно заморские продукты. Но кроме самих сельхозников этих опасений почти никто не поддерживает.

— Про падение сельского хозяйства — это страшилки, — уверен Виктор Ермаков, — по нормам ВТО эту отрасль можно субсидировать в два раза больше, чем сейчас предусмотрено в нашей стране. Так что господдержка не снизится. Могут измениться формы, и предприниматели должны быть готовы работать в новых условиях, но объёмы помощи не снизятся.

Впрочем, красноярские переработчики уверены, что и без увеличения государственного финансирования некоторые направления сельского хозяйства вполне могут эффективно работать и даже снижать издержки уже сейчас.

— Норма прибыли, например, в свиноводстве в Красноярском крае составляет сегодня 30—40 процентов, — говорит директор ООО “Премьер-агро” Игорь Фомин, — с увеличением конкуренции она просто снизится до нормальных 18—20 процентов. Сельхозпроизводители останутся в прибыли, а цены неизбежно упадут. Стоимость килограмма живого веса мяса свиньи в Евросоюзе, в той же Литве например, составляет 52—58 рублей. Плюс доставка в Россию, рублей пять. А у нас такую же местную продукцию продают по 80. Понятно, охлаждённое мясо в Сибирь никто из Европы не повезёт. Здесь прямой конкуренции не будет. Но уже завозится много замороженного мяса, и мясокомбинаты будут отказываться от местной продукции. Спрос снизится, пойдут вниз и цены.

Но всё же есть в России отрасли, которые могут просесть из-за нарастающей конкуренции. Это целлюлозно-бумажная и лёгкая промышленность, а также машиностроение. Производителей автомобилей государство, правда, тоже попыталось защитить, введя утилизационный сбор на иномарки, чем тут же вызвало справедливое негодование автомобилистов: качественные отечественные автомобили от дополнительных поборов точно не появятся.

В самом сложном положении, как говорят эксперты, окажутся производители сельхозмашин. Наш комбайновый завод — в том числе. Пока в концерне “Тракторные заводы”, в который входит сейчас красноярское предприятие, не дают оценок о последствиях присоединения России ко Всемирной торговой организации, но производители сельхозмашин и с высокими пошлинами на импорт с трудом выдерживали конкуренцию с иностранными производителями. Сейчас быть на равных станет ещё сложнее.

Но есть отрасли, на которых вступление в ВТО не скажется. Лучше всех лобби оказалось у банкиров. Они полностью застраховали себя от прихода иностранных финансовых институтов, добившись запрета на открытие в России филиалов иностранных банков. Но только для отечественного бизнеса эта новость не радостная. Она означает, что дешёвых кредитов в России по-прежнему не будет, а значит, быстро развить бизнес с нуля или масштабно модернизировать производство вряд ли получится: дорогие заёмные деньги не позволят. Так что, даже научившись работать по-современному, один раз поменяв оборудование с помощью государства, в перспективе наши предприятия вряд ли окажутся в равных условиях с иностранными.

Другая проблема — кадры. И не только на заводах и фабриках, но и непосредственно при взаимодействии внутри ВТО. Это объединение, по сути, — высокого уровня политико-экономическая игра, стратегия, только не в Интернете, а на реальной карте мира. И выигрывают в ней те, кто умеет отстаивать свои права благодаря знанию международного права. Россия, увы, в этом вопросе проигрывает.

— Китай перед вступлением в ВТО целенаправленно подготовил 5 000 специалистов по международному праву, — приводит пример депутат Госдумы Андрей Мурга, — у нас этим вопросом специально вообще не занимались.

Так что, несмотря на большие финансовые вливания и переходный период, который России удалось отстоять, в этой большой игре мы можем проиграть. Как тут не вспомнить сталинское “кадры решают всё”. Сказал он это почти век назад, в 1935-м, а как актуально: “Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима. Не будет у нас таких кадров — будем хромать на обе ноги”. А с нынешними скоростями — и вовсе можем упасть.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА