Новости

Что стоишь, качаясь, ты у остановки?

Что стоишь, качаясь, ты у остановки?

Каков сегодня образ России

“Почему гармонь и лосось?”, — задаётся вопросом на сайте “Городских новостей” читатель под ником “Объясните”, участвуя в нашем опросе “Что является образом России”. “Потому что это слова из песни”, — отвечает ему “Расторгуев”. Предложенная нами для обсуждения тема вызвала среди пользователей довольно бурную дискуссию.

“Россия — это тупой сырьевой придаток Европы, — пишет некий Дедмороз. — Хватит вспоминать Достоевского. Россия нормальный автомобиль не может создать. Так и живём все такие духовные, но в аду...”. Тут же ему задаёт вполне обоснованный вопрос Илья: “А Россия — это кто?”. И сам же на него отвечает: “Это мы не можем создать нормальный автомобиль. Мы. И винить в этом надо себя”.

Так каков же он — современный образ нашего государства? На прошедшем недавно в Москве заседании Совета по культуре по этому поводу поспорили даже президент страны Владимир Путин и архимандрит Тихон. Представитель православной церкви заострил внимание на том, что от символа кроткой девушки, стоящей у берёзки, мы пришли к пьяной девице у остановки, выражающейся в телефон матерными словами и пьющей пиво. Владимир Путин решил слабую половинку человечества в обиду не давать и мягко намекнул, мол, батюшка, по-моему, вы перестарались, в России много красивых девушек, не злоупотребляющих алкоголем.

Берёзку и девицу-красу — русскую косу в диспуте упомянули не случайно. Слово “береза” появилось примерно в VII веке и произошло от глагола “беречь”. Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, — Берегиня. Она являлась символом плодородия и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы — как раз в это время, похоже, и появилось название дерева. В последующие века берёза стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом.

— Скорее всего, образом России берёза стала благодаря русским поэтам, — высказывает своё предположение Вячеслав Кудашов, заведующий кафедрой философии Сибирского федерального университета, профессор, доктор философских наук. — В их стихотворениях она ассоциировалась с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Хотя я бы поспорил с тем, что берёзу считают типичным компонентом русского пейзажа, это дерево произрастает и во многих других странах. Хочется возразить и когда символом России считают матрёшку. Это вовсе не русское изобретение, составную игрушку скопировали с японской. И вообще замечу, что устойчивого образа России нет.

О том, что отсутствует какое-то одно чёткое определение образа нашей страны, говорит и Евгений Артемьев, кандидат исторических наук. Символов много. По мнению Евгения Владимировича, образ любого государства — понятие относительное, потому что формируется не столько самой страной или государством, сколько наиболее экзотичными со стороны того или иного народа особенностями. Они в свою очередь зависят от религиозных, бытовых, культурных традиций, образования человека (группы людей, страны), которые предлагают тот или иной образ государства.

— Если всё-таки говорить о формировании образов России, то начало следует искать в возникновении единого русского государства, — рассказывает Евгений Артемьев. — Так называемый предмет для формирования “образа” появляется начиная примерно с XIV—XV веков, когда формируются предпосылки для создания единого русского государства. До этого времени в исторической традиции принято говорить о Киевской Руси, раздробленных, пусть и богатых, русских княжествах. Возникнув как единое русское государство, Россия сразу же попадает, говоря современным языком, в агрессивную внешнюю среду: с одной стороны — мусульманские государства с активной внешней политикой, с другой — западный мир, а это католицизм с такой же агрессивной политикой папства. Если взять хотя бы этих два компонента, то по письменным источникам мы увидим, что образ России в арабских и западноевропейских источниках очень далёк от положительного.

Говоря об образе России на более простом бытовом уровне, мы связываем это понятие прежде всего с ассоциациями, которые всплывают в нашем воображении при слове “Россия”.Однако дальше наши мысли уже идут к таким понятиям, как уровень жизни, достижениям, безопасности, демократии и так далее. Это уже имидж страны, который бывает разный. Положительный образ государства был во времена царской России, этому способствовала интеллигенция. После Октябрьской революции наблюдался его спад. Вновь о нашей стране заговорили с уважением после победы в Великой Отечественной войне.

— В СССР имидж опять стал падать, и этому были объективные причины, — отмечает Вячеслав Кудашов. — Закрытость страны не давала возможности сформировать позитивное отношение к ней иностранцев. Но при этом нас всё же уважали за первый полёт в космос, за атомное оружие. Интерес к России возрастает после перестройки, но тогда же начинается деградация нашего общества. А сейчас за рубежом наблюдается равнодушие к нам. Это я лично видел, когда был в Германии. И подчеркну: равнодушие даже хуже, чем отрицательный имидж. Это означает, что Россия теряет своё международное влияние.

Согласно проведённому в этом году по заказу BBC опросу компании GlobeScan/PIPA среди 24 090 человек, отношение к России в мире остаётся негативным. Положительно относятся к ней 31 процент респондентов (на три процента меньше, чем в 2011 году). Отрицательное отношение не меняется и остаётся на уровне 36 процентов. Из 22 стран 7 склоняются к позитивной точке зрения о России. Больше всего в Нигерии (53 процента), в Китае (52 процента), Кении (39 процентов), Индии (36 процентов) и Египте (36 процентов). Хуже всего к России относятся во Франции, Германии, Южной Корее, Великобритании и Канаде.

Как и любой имидж, имидж государства имеет несколько пластов и различных сторон. Чтобы провести комплексное исследование образа России, необходимо проанализировать не только восприятие имиджа страны извне, но и то, какой видят Россию сами россияне. Специальный опрос РОМИР, посвящённый образу России, проводился в сентябре этого года, и итоги исследования показали, что однозначности восприятия современного образа России в общественном мнении нет. Число тех, кто по-прежнему в большей или меньшей степени склонен считать нашу страну супердержавой, примерно сопоставимо с числом тех, кто, наоборот, так или иначе не склонен считать Россию таковой: 40,3 процента к 41,7. Затруднились с ответом на этот вопрос или не определись с позицией 17,9 процента. Исследователи делают вывод: “Для формирования позитивного имиджа России среди россиян необходимы серьёзные ресурсы, а также специальная долгосрочная стратегия. Постепенное создание позитивного образа государства среди его граждан должно стать одной из приоритетных задач российского руководства”.

С этой точкой зрения не согласен Вячеслав Кудашов. По мнению философа, получится имидж, созданный искусственно. Вряд ли это что-нибудь нам даст, нужны реальные дела и достижения.

— Безусловно, положительный образ России важен, — говорит Алексей Додатко, депутат Красноярского городского Совета. — Для россиян его наличие — одна из составляющих национальной идентификации. На международной арене положительный имидж нашей страны создаёт некие конкурентные преимущества для разных сфер — экономики, культуры, науки и так далее. Сегодня основными негативными трендами в образе России являются качество власти, безопасность, уровень культуры в бытовом её понимании. Так что работать есть над чем и власти, и самим гражданам.

На бытовом уровне образ России связан с ассоциациями, всплывающими в нашем воображении. И это — часть имиджа страны, на формирование которого влияют многие факторы. К примеру, уровень жизни, достижения, безопасность, демократия. Положительно к нашему государству относились во времена царской России, этому способствовала интеллигенция. После Октябрьской революции возникло негативное отношение. Вновь о нашей стране заговорили с уважением после победы в Великой Отечественной войне.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА