Новости

Химия стала жизнью

Химия стала жизнью

Кто в школе в белом халате, но не доктор

Здесь необычно всё. Настоящий парк, за деревьями которого не сразу увидишь лицей № 7, мелодия оркестра, зовущая на уроки, и кабинет химии, больше похожий на секретную лабораторию. Где мы и встретились с Марией Фильновой, учительницей химии с 24-летним стажем. Победитель краевых и российских педагогических конкурсов растит призёров олимпиад и готовит штучных специалистов.

Серые парты с двойным дном, таинственные чемоданчики, электронный микроскоп, модели кристаллических решёток — оснащению школьного кабинета позавидует любой институт. Только сухие розы в лаборантской придают картине сентиментальность, но и они оказываются не цветами, а слугами науки. Знакомство с Марией Геннадьвной начинаем с опыта. Надев белый халат, она насыпает что-то в пробирку, нагревает, выливает в чашу с водой… Па-а-ах! Не предвещавший неожиданного процесс оборачивается мини-взрывом с эффектным огненным облачком. Дым мгновенно втягивает вытяжка. Такая химия мне нравится.

— У Вас, Мария Геннадьевна, прямо как в Хогвартсе, где Гарри Поттер учился. Волшебство кругом!

— У нас как раз никакого волшебства нет. (Смеётся.) Всё на основе научных законов. Чудеса мы делаем своими руками.

— Расскажите, как любовь к химии возникла? Предмет сложный, своеобразный…

— Я одинаково хорошо успевала по всем предметам, больше всего интересовала педагогика. В детстве любила играть в школу, когда пошла учиться, попались хорошие учителя, которые и заразили профессией. Да и вся наша жизнь проходила именно в школе: мы с ребятами вечно пропадали на каких-то факультативах, спортивных секциях. Случалось мама в восемь-девять вечера меня там отыскивала и уводила домой.

— А стать хотели именно химиком?

— Математиком. Но когда готовилась к выпускному экзамену по химии, учительница убедила, что химию будет интереснее изучать в институте — проводить многочисленные эксперименты, участвовать в полевых выездах. Взвесив всё, я решила отдать предпочтение дисциплине, где теоретические знания иллюстрируются многочисленными опытами.

Ведь все параграфы по химии можно не только в учебнике прочитать, но и воочию увидеть, как кислород горит, как парафин взрывается и так далее. На каждом уроке у нас лабораторные, к примеру завтра будем получать кристаллогидраты, высушивать вещество, растворять его в воде и смотреть, как меняется его цвет. Белые кристаллы, а после растворения — зелёные. Красота!

Какова сегодня философия молодёжи? Личное развитие, стремление получить хорошее образование и быть успешным, то есть получать достойный доход. И это неплохо, но фантазия дальше счёта в банке не летит.

— Когда-нибудь думали о профессиональной стезе, не связанной со школой?

— Было время, когда в образовании возникли проблемы с заработной платой. Я порывалась устроиться криминалистом, но дальше собеседования не пошла.

— Почему? Зарплата не устроила?

— Устроила. Но точно осознала, что не могу жить без школы, без общения с детьми.

— А с какого возраста лучше начинать изучать химию?

— В нашей школе мы начинаем знакомить учеников с основами химии с четвёртого класса, то есть вести пропедевтику. К слову, такая же схема с физикой и биологией. Эту методику российского педагога Африной я адаптировала к нашим условиям, курс получил несколько грантов, на них отчасти и закуплено хорошее оборудование.

На практических занятиях мы маленькими шажками готовим детей к изучению химии, проводим простейшие опыты на понятном уровне. Затем в старших классах детям легче вникать в предмет, ведь они накладывают изучаемые законы на уже имеющиеся представления, к тому же умеют работать в тетради, правильно всё оформлять. И в лёт решают химические задачи, уравнения.

Такая система обучения привела к тому, что со временем у нас в школе сделали конкурсный набор в класс компании “Роснефть” — для тех, кто будет поступать в институт нефти и газа. И все желающие углублённо изучать профильные предметы — химию, математику, физику, — чтобы поступить затем в институт, едут к нам со всего города.

Ученики этого класса как маленькие студенты, они пишут научные работы, с ними занимаются преподаватели института нефти и газа, их вывозят на производство. Бываем на нефтеперерабатывающих предприятиях, автозаправках. Дети учатся с удовольствием.

— И где они потом находят себя, выйдя за стены школы?

— А высшее образование на базе этой дисциплины готовит весьма востребованных специалистов для нефтяной промышленности, медицины, фармакологии, торговли и криминалистики. Так что выпускники, хорошо знающие химию, штучный товар. Мало профильных классов, школ в городе, и если дети хорошо освоят предмет, достойно сдадут ЕГЭ и окончат вуз, будут нарасхват во многих отраслях.

Выпускники школ, хорошо знающие химию, штучный товар. Высшая школа на базе этой дисциплины готовит востребованных специалистов для нефтяной промышленности, медицины, фармакологии, торговли и криминалистики.

— Заманчиво звучит. А кого Вам больше нравится учить, младших или старших ребят?

— Сегодняшняя моя цель — готовить старшеклассников к олимпиадам, учить их решать нестандартные задачи. Среди учеников есть призёры российских олимпиад, мечтаю вырастить победителей. Но с не меньшим удовольствием я работаю и с малышами. Мне нравится удивлять их, открывая мир химии, отвечать на бесконечные “почему” и видеть блестящие глазёнки. Кстати, когда они меня первый раз видят в белом халате, принимают за доктора. (Смеётся.)

— Мария Геннадьевна, есть ли дети, в принципе не способные к химии?

— Убеждена, что нет. Просто одни схватывают знания на лету, а другим нужно несколько раз повторить. Всё зависит от личного темперамента, скорости мышления. И из тех, кто думает медленно, есть очень талантливые ребятишки.

Надо сказать, что школьная программа по химии очень насыщенна, каждый урок новая тема, успевать непросто. Потому мы проводим консультации, дополнительные занятия. В крайнем случае подключаем родителей, дабы не запускать ситуации. Стараемся работать так, чтобы каждому ребёнку было понятно и интересно. Понимаете, у всех школьников горят глаза на первых уроках, и нужно этот энтузиазм поддерживать. Понимать, каков ученик, его особенности и способности, и как дать им максимальное развитие.

— Какие-то трудные случаи в педагогической практике встречались?

— Не могу сказать, что их было много. У меня всегда учатся добрые и отзывчивые и душевные дети, конечно, среди них есть и сложные ученики, но это нормально. Я не могу быть интересна, понятна и любима всем абсолютно. Встречались “великие” химики, которые проверяли глубину моих знаний, задавали каверзные вопросы. Вспоминаю ученика, с которым воевала с пятого класса. Он был медлителен, требовал повышенного внимания, и приходилось прилагать усилия, чтобы парень усвоил материал. А сейчас он школу окончил и успешно поступил в институт, благодарит за те мои усилия. Так что любая сложность преодолима.

— Вы признаёте свои ошибки перед учениками, можете принести им извинения?

— Конечно признаю. Я ведь человек, не робот, могу вспылить, сорваться. Точно так же и дети, они личности, у которых бывает плохое настроение, они могут не выспаться, переживать конфликты с родителями, друзьями. И я стараюсь их понять, думаю, они также должны понимать и меня. Потому мне не сложно подойти к ребёнку и извиниться, если я осознаю, что поступала неправильно. И дети это очень ценят.

— А как к ЕГЭ относитесь?

— Я вижу в тестировании и плюсы, и минусы. С одной стороны, это неплохой стимул для развития некоторых способностей, но он не универсальный инструмент проверки знаний и подходит не для всех. Должна быть альтернатива — в зависимости от особенностей ученика. Кому-то легче сдавать по билетам, а кому-то лучше сосредоточится и выполнить задачу наедине с бумагой и ручкой.

— Что кроме химии важно в Вашей жизни?

— Семья, конечно. Любим походы, отдых на природе, муж подводным плаванием увлекается. Лично я люблю читать, когда начинается информационный голод, “глотаю” всё подряд. Уважаю психологическую литературу. С учениками ходим в театры, ухаживаем за нашим школьным парком.

— Мария Геннадьевна, в советской школе был такой принцип: “обучая, воспитывай”. А сейчас удаётся хоть понемногу сеять в юные души разумное, доброе, вечное?

— Думаю, что не в такой степени, как раньше, но удаётся. На классных часах, и не только, мы говорим с детьми обо всём — об отношениях в семье, с окружающими, рассуждаем о верных и неверных поступках, о проблемах взросления. О событиях в мире и стране беседуем. Всё зависит от личности учителя. Хочет он или нет, но свою картину мира детям передаёт — словами, поступками, решениями.

— Как Вы считаете, нужна ли какая-то чёткая система ценностей стране и школе?

— Думаю, что нужна. В основном какая сейчас философия молодёжи? Личное развитие, стремление быть успешным, получать достойный доход. Но замечаю и другие тенденции. Появляются старшеклассники, которые интересуются наукой, беспокоятся о её состоянии и мечтают её развивать именно в России! Очень хочется верить, что их светлые помыслы осуществятся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА