Новости
Выпил? Сядешь
За пьяное вождение пора вводить уголовную отвественность
«В последнее время по вине пьяных водителей произошло столько страшных аварий! Люди гибнут, становятся инвалидами, а виновникам всё сходит с рук. Ни лишение прав, ни штрафы не останавливают тех, кто садится пьяным за руль. А это же потенциальные убийцы! Пора вводить уголовную ответственность за то, что человек позволил себе водить машину в таком состоянии. Елена Фёдоровна, пенсионерка, водительский стаж тридцать лет».
Трагедия в Москве, унёсшая жизни семерых человек, виновником которой стал абсолютно невменяемый водитель, вновь всколыхнула разговоры об ужесточении ответственности за вождение автомобиля в пьяном виде. Нынешние меры - лишение прав на срок от полутора до двух лет и пятнадцать суток ареста - оказались неэффективны.
По данным пресс-службы полка ДПС, только за сентябрь в Красноярске задержано почти 600 нетрезвых водителей. В прошлом году за этот же период поймали 400 человек. За восемь месяцев в городе произошло 68 аварий по вине пьяных водителей, в этих происшествиях пострадали более ста двадцати человек, девять погибли. В прошлом году при таких же обстоятельствах погиб один человек. Очевидно, что ситуации требует кардинальных мер. Недавно в Государственной думе обсуждались разные предложения по решению проблемы: это и введение уголовной ответственности, и конфискация автомобилей, и даже установка в салонах специальных устройств, блокирующих механизмы, если водитель пьян. При этом нужно как-то менять и сознание автовладельцев.
Страшно то, что, садясь за руль, такие граждане опасаются только встречи с инспектором, а о последствиях не задумываются. Они не хотят проблем с судами и лишением прав, а вот о том, что можно стать виновником трагедии, убийцей, сломать жизнь другим людям и себе, мало кто думает.
- Пьяных на дорогах задерживали и раньше. Сейчас стало больше водителей, поэтому и количество нарушителей сильно увеличилось, - говорит Сергей Молявко, заместитель командира полка ДПС. - Но в последние годы люди стали более агрессивны, у многих появилось ощущение вседозволенности и безнаказанности.
Общего портрета нарушителя не существует, говорит Сергей Владимирович. Пьяными за руль садятся водители разного возраста, социального статуса и семейного положения. Встречаются четырнадцатилетние подростки, взявшие тачку у родителей, задерживают и пенсионеров за семьдесят. Казалось бы, с возрастом человек должен становиться умнее и сознательнее, но дедушки тоже надеются, что путь под градусом с дачи до ближайшего магазина останется незамеченным.
Больше стало на дорогах нетрезвых дам. Но этот рост связывают и с увеличением женщин за рулём в принципе. Сейчас количество представительниц слабого пола на дорогах приближается к пятидесяти процентам.
Пьяные женщины при задержании нередко ведут себя отвратительно. Видео, где дамы орут, дерутся, истерят, кривляются, полно в Интернете. Нетрезвые автолюбительницы не просто не считают себя преступницами, они заявляют, что стали жертвами полицейского беспредела. Такие женщины отчаянно сопротивляются, когда их пытаются вытащить из-за руля, выбивают ногами задние стёкла служебных автомобилей.
«Увольняют» инспекторов ДПС пьяные водители регулярно. Угрожают, оскорбляют, но, надо признать, иногда пытаются оправдаться. Говорят, что выпили лекарство, энергетические напитки, сели за руль, потому что везут беременную жену в больницу. На самом деле ситуаций, когда человек сел нетрезвый за руль по веской причине, единицы, и каждая из них тщательно проверяется.
Кстати, услуга «трезвый водитель» есть и в Красноярске. В среднем её стоимость составляет двести рублей за вызов и тридцать рублей за километр. То есть дорога, например, из центра города на правый берег составит рублей пятьсот. Нормальная сумма при условии того, что ущерб может быть в сотни раз больше. Но люди предпочитают экономить и садятся за руль в надежде «как-нибудь проскочить». Получается не у всех.
Депутат Красноярского городского совета Елена Пензина считает, что заставить водителей быть более ответственными могла бы такая мера, как пожизненное лишение прав за вождение в нетрезвом виде.
- Увеличение штрафов вряд ли решит эту проблему, - говорит Елена Пензина. - Временное лишение прав водителей тоже не останавливает. А вот перспектива навсегда лишиться права на вождение могла бы повлиять на ситуацию. Если же человек и после этого решил сесть за руль, действенным будет уголовная ответственность. Например, лишение свободы на срок от шести месяцев. А ещё действеннее исправительные работы - так нарушители хотя бы принесут пользу обществу.
Что самое печальное, нередко пассажиры - родственники, друзья пьяного водителя почему-то не считают его нарушителем. Инспекторы не перестают задаваться вопросом: как женщина может решиться не только сесть в машину к мертвецки пьяному мужу, но и рискнуть взять с собой ребёнка? А такие семейства встречаются достаточно часто. «Не тронь моего мужа! Я сейчас твоему начальству позвоню, и в понедельник ты уже здесь не работаешь! Ты не понял, с кем связался?», - нетрезвая женщина изо всех сил лупит инспектора, который пытается вытащить её мужа из салона автомобиля. Водитель сильно пьян, тем не менее управлял транспортным средством, пока его не остановили для проверки. На заднем сиденьи испуганный ребёнок. Инспектор, уклоняющийся от пьяной фурии, которая пытается расцарапать ему лицо, всё-таки выуживает водителя из автомобиля. «Из гостей ехали, выпил немного», - еле-еле шевелит языком водитель. Таких ситуаций инспекторы видели немало. К счастью, эти задержанные хоть сами живые и ни в кого не врезались.
В обществе сложилась странная ситуация. С одной стороны, водителей, позволяющих себе ездить пьяными, осуждают, а с другой - когда инспекторы задерживают такого товарища, близкие пытаются его оправдать. И пока мы придерживаемся этих двойных стандартов, трагедии будут повторяться.