Новости
Ориентир на прилавок
Кредит на мытьё овощей
Человек есть то, что он ест. Утверждение это старо, как мир, однако именно сегодня оно актуально как никогда. Люди, напуганные сообщениями о вреде генно-модифицированных организмов и химических добавок, всё чаще задумываются о здоровом питании. Где же взять натуральные продукты, которые гарантированно не приведут к страшным заболеваниям?
Ответ, по мнению многих, очевиден. Достаточно исключить из своего рациона привозные деликатесы, произведённые бог знает где и обработанные неизвестными веществами, и перейти на мясо и овощи, выращенные на красноярской земле. Местные сельхозпроизводители в своей деятельности практически не используют те же ГМО. Это, во-первых, дорого, во-вторых, генно-модифицированный сорт создаётся для определённой климатической зоны. И поскольку мировое сельское хозяйство сконцентрировано не в Сибири, а в более умеренных природных поясах Земли, то и ГМО специально для нас не делают.
В Красноярском крае выращиваются многие виды овощей, зелени. Агропредприятия, расположенные вокруг краевого центра, способны обеспечить рацион сотням тысяч горожан, да и фермерские хозяйства, готовые поставлять красноярцам свежую молочную продукцию, у нас тоже есть. Однако путь местных огурчиков-помидорчиков, картошки и свёклы от грядки до прилавка нелёгок. Как, впрочем, и местного молока, мяса, других продуктов.
Чтобы помочь красноярскому крестьянину, в июне 2011 года краевые парламентарии даже приняли закон о дополнительных мерах поддержки аграриев. Около 100 миллионов рублей бюджетных денег предполагалось направить на продвижение местных товаров в торговые сети. Координатором и логистическим оператором проекта было выбрано некоммерческое партнёрство «Красноярский продовольственный альянс», которое разработало марку «Енисей-продукт» с единым стилем оформления как самой продукции, так и мест её продажи. Целью властей было при помощи не менее полутысячи мест торговли добиться прироста продаж местных продуктов на 400 миллионов рублей. Сетям, как и производителям, было обещано по 40 миллионов рублей субсидий, если они примут участие в проекте. А 20 миллионов планировалось направить логистическому оператору.
Однако по итогу из краевого бюджета на программу было потрачено вместо 100 около 22 миллионов рублей, оформлено 250 торговых точек, а прирост закупок продукции краевого АПК за 2011 год увеличился на 92 миллиона рублей. На этом в общем-то всё и закончилось. В конце прошлого года «Енисей-продукт» был приостановлен, а нынешней осенью правительство Красноярского края вообще прекратило его реализацию.
Прекращён проект был из-за того, что депутаты Законодательного собрания отказались продолжать его финансирование в 2012 году. По мнению народных избранников, реализация «Енисей-продукта» свелась к проплачиванию бюджетных денег торговым сетям без достижения необходимого эффекта.
- Когда мы совместно с депутатами ЗС впервые попытались законодательно поддержать сбыт краевых продуктов питания, стало понятно, что перед нами стоит непростая задача, - говорит Леонид Шорохов, министр сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края. - Сложность обнаружилась в различии бизнес-подхода и психологии представителей торгового сектора и производителей. Дело в том, что эффективная продажа товара является совершенно особым видом деятельности. То, что ты хороший производитель, каких у нас немало, к сожалению, не открывает прямой путь продукции к прилавку. Наши хозяйственники не всегда могут соблюсти требования по качеству и упаковке, а также по ритмичности поставок, которые предъявляют торговые сети.
По мнению министра, в целом проект можно назвать удачным. Местным производителям была оказана поддержка, благодаря которой у них появился опыт взаимодействия с торговыми сетями. В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию он окажется очень полезным. К тому же покупатели получили возможность узнать и приобрести продукцию 25 краевых производителей. Как оказалось, на фоне массы раскрученных федеральных брендов местные продукты ничуть не теряются. И прежде всего потому, что они больше отвечают представлениям людей о свежем и натуральном, нежели долгоиграющие лакомства в ярких упаковках. Более того, некоторые красноярцы специально идут с утра в магазин за местным молоком, и после обеда его уже не купить - торговые сети не рискуют брать большие партии этого скоропортящегося продукта. А народу нравится!
Сегодня в краевом правительстве говорят, что, несмотря на приостановку программы, аграрии без помощи не останутся. Но, подчёркивает Леонид Шорохов, сам крестьянин должен перестроить своё мышление и заниматься не только выращиванием, но и предпродажной подготовкой урожая. Увы, пока примеров грамотного бизнес-подхода к делу продвижения своей продукции в регионе не так уж и много.
Сергей Матяш, генеральный директор ООО «Агрохолдинг «Огород», один из тех хозяйственников, которые готовы работать по новым условиям.
- К сожалению, нам не удалось поучаствовать в программе «Енисей-продукт», поскольку мы только сейчас запускаем свою линию по помыву, фасовке и упаковке овощей, - говорит он. - Оборудование у нас стоит давно, но не хватало средств для запуска. Кстати, не все сети захотели участвовать в этой программе. Например, руководство сети супермаркетов в Железногорске «Балтийский» посчитало для себя не очень удобным работать с большим объёмом отчётности, которую им пришлось бы готовить. В том числе и по этой причине круг участников проекта сузился.
Агрохолдинг «Огород» - показательный пример того, как сельхозпроизводитель пытается самостоятельно решать проблему подготовки своей продукции к продаже. Чтобы приобрести за границей перерабатывающую линию, пришлось взять кредит в банке. По словам Сергея Матяша, уже сейчас заключены договоры не только с торговыми сетями на поставки подготовленной продукции, но и с другими хозяйствами, которые будут снабжать его производство сырьём. Это позволит обеспечить ту самую ритмичность снабжения городских магазинов продукцией, на отсутствие которой жаловались ретейлеры.
Но для подавляющего большинства хозяйств края приобретение качественной заграничной линии переработки на сегодняшний день является трудноосуществимой мечтой. Для этого необходимы банковские кредиты, которые дают под залог имущества. Реальность же такова, что большая часть крестьянской собственности давно уже заложена и перезаложена под кредиты прошлых лет. Злую шутку с аграриями сыграл приоритетный национальный проект «Сельское хозяйство». Одной из форм поддержки в рамках этого проекта являлись как раз банковские кредиты на льготных условиях. Многие хозяйства эти кредиты взяли и первые годы вполне справлялись с выплатой процентов. Предполагалось, что заёмные средства будут эффективно вложены в модернизацию, приобретение техники, и это в итоге позволит получить прибыль, с помощью которой и погасятся долги. Правда, технику на эти деньги можно было покупать только отечественную, которая отличается невысокой надёжностью. Когда пришло время гасить основной долг, оказалось, что кредиты ожидаемого эффекта не принесли, плюс к этому случился неурожай. Казалось бы, из этой ситуации можно найти выход, повысив отпускную стоимость продукции, но и здесь крестьянин находится в жёстких рамках закона и самовольно увеличивать цены не имеет права.
В общем, местные хозяйства пока не в состоянии удовлетворить потребность горожан в безопасной и свежей продукции. Однако есть и другие участники рынка, готовые откликнуться на спрос предложением.
- Наша торговая сеть была вынуждена частично взять на себя подготовку к продаже поставляемых овощей, дикоросов, - говорит Эльвира Манакова, директор управляющей компании «Каравай», депутат городского Совета. - Нас вполне устраивает качество самой продукции, но совершенно не устраивает качество подготовки - подача торговой марки, упаковка, логистика. Моё мнение - необходимо внедрять логистические центры, которые брали бы на себя эти задачи. Для небольшого хозяйства заниматься помимо выращивания ещё и переработкой достаточно трудно. Хотя мне известно, что крупные производители уже сейчас совмещают в себе эти функции. Речь идёт о том, что всё более востребованы будут целые комбинаты питания - предприятия, которые не только выращивают, но и глубоко перерабатывают своё сырье до высокой степени готовности, когда конечный продукт перед употреблением в пищу достаточно разогреть. К сожалению, на территории Красноярского края таких комбинатов пока нет. Более того, просматривая реестр программ краевого правительства по поддержке продуктовой сферы, вы не найдёте там никаких проектов по развитию переработки. Эта ниша пуста, поэтому я думаю, что если нашим производителям дать возможность выйти к конечному потребителю, то дела у них пошли бы неплохо. Пусть местная продукция была бы немного дороже, но сегодня покупатель готов переплачивать за гарантированную экологическую безопасность.
Ещё одним шлюзом для выпуска на прилавки продуктов от местных крестьян становятся муниципальные власти.
- Департамент экономики уже не первый год ведёт работу по организации в Красноярске рынка сбыта сельскохозяйственной продукции производителей края, - говорит Пётр Шальмин, заместитель руководителя департамента экономики администрации города. - Между администрацией Красноярска и ассоциацией глав местного самоуправления центральной группы районов было подписано соответствующее соглашение. Сегодня сформирована и действует сеть мелкорозничных объектов по реализации продовольственной продукции местных товаропроизводителей, среди которых и крупные пищевые и перерабатывающие предприятия города и сельхозпроизводители.
По информации чиновников, всего в краевом центре работает около 200 павильонов и киосков, где налажена целенаправленная торговля местными продуктами. Это порядка 10 процентов от всех нестационарных розничных торговых объектов города. Есть и другие форматы продажи продтоваров местных производителей. Среди них 21 магазин, около 130 автолавок «Купава», 64 молочных бочки, семь торговых павильонов на розничных рынках, три автофургона.
Для местных товаропроизводителей создана ещё одна форма реализации продукции собственного производства - продовольственные фестивали, ярмарки и субботние базары городского и районного масштаба. В этом году запланировано 30 продовольственных ярмарок, фестивалей, базаров. Только за девять месяцев в городе прошло 20 подобных мероприятий. В конце октября планируется проведение первого продовольственного фестиваля «Продовольственное кольцо. Урожай-2012», в котором примут участие сельские производители Красноярского края. Как отметил Пётр Шальмин, места сельским товаропроизводителям на ярмарках, фестивалях, субботних базарах предоставляются на безвозмездной основе, затраты на энергоподключение, уборку территорий, вывоз мусора, рекламно-информационное сопровождение, концертную программу финансируются за счёт средств бюджета города.