Новости
Обойдёмся без переворотов
На какие отрасли делает ставку регион
Ещё Платон сформулировал знаменитый тезис — “Всё течёт, всё меняется”. И отрицать то, что было очевидно ещё древним грекам, современные экономисты отнюдь не собираются: невозможно подробно спрогнозировать, как мы будет жить через пять или десять лет. Однако, несмотря на переменчивость бытия, мы всё равно постепенно возвращаемся к плановой экономике.
Своя стратегия развития на годы вперёд имеется и у небольших предприятий, и у крупных компаний, и у городов нашей страны. Красноярск сегодня живёт в рамках программы, рассчитанной на много лет. А в настоящее время ведётся разработка стратегического документа долгосрочного действия — проекта Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года.
Какие направления, отрасли местной экономики станут приоритетными на ближайшее десятилетие, рассказал заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Михаил БЕРШАДСКИЙ.
— Михаил Викторович, мы все стали свидетелями того, как за считанные годы в регионе исчезли одни отрасли экономики и появились другие. Возможно ли в таких условиях предсказать развитие края на перспективу?
— Действительно, экономика за последние 20 лет претерпела серьёзные трансформации. Но ключевыми секторами регионального развития остались традиционные для края отрасли: металлургия и топливно-энергетический комплекс. В течение последних трёх лет динамично развивается новый сектор — нефтегазовый комплекс. Также особую роль в экономике края играют лесопромышленный и агропромышленный комплексы, которые, помимо экономической значимости, выполняют важную социальную роль — обеспечивают занятость населения на территории всего региона.
Край сложился, он устойчив, на протяжении всей своей истории традиционно удерживает прочные лидерские позиции. Последние 13 лет у нас растёт промышленное производство. Исключение составил только кризисный 2009 год, но и тогда снижение было менее ощутимым, чем в целом по стране. Мы занимаем второе место по добыче угля в России, третье по производству электроэнергии, восьмое по объёму валового регионального продукта. За последние пять лет край ни разу не вышел из числа 15 лидирующих регионов с высоким уровнем заработной платы. Инфляция по итогам 2011 года у нас зафиксирована на самом низком за последние 20 лет уровне — 106,1 процента.
— Изменит ли будущая стратегия расстановку экономических сил? И как этот документ отразит довольно модную сегодня тему инноваций?
Если Ванкорское нефтегазовое месторождение в следующем году увеличит добычу нефти на 40 процентов, то малый бизнес его просто не догонит.
— Переворотов в экономике не планируется, её основой в ближайшее время останутся базовые отрасли: металлургия, энергетика и нефтегазовый комплекс. Именно в этих секторах будут реализованы основные крупные инвестиционные проекты. И если говорить об инновациях в данных отраслях, то нужно думать о том, как они развиваются, насколько современно и экологично их производство. Мы должны исходить из реальности и прилагать усилия, чтобы они стали не просто дойной коровой, а локомотивами развития региона.
В отдельное направление можно выделить развитие инновационных секторов машиностроения. Прежде всего, в сфере космоса и связи — они определяют передовые позиции технологической модернизации всей экономики края.
— Вы назвали энергетику одной из основных отраслей. Но в муниципальных образованиях существуют проблемы с выделением электроэнергии для развития предприятий или строительства. У нас действительно существует дефицит электроэнергии, или это искусственно созданная ситуация?
— Дефицита электроэнергии в крае уж точно нет. Наш объём потребления составляет 90 процентов генерации, за границу региона мы поставляем 10 процентов производимой энергии. Но в ряде территорий действительно существовала и существует проблема с электричеством. Я помню случай 10-летней давности, когда на золотодобывающем предприятии агрегаты на пробу прокручивали по очереди — не было электроэнергии, чтобы добыть золото. Основная причина очевидна всем — рост потребления, опережающий темпы развития электросетевого хозяйства.
— Значит, с одной стороны, есть электроэнергия, а с другой — дефицит! Как же решить эту парадоксальную проблему?
— Необходимо развитие энергетических сетей, замена изношенного оборудования на объектах энергетики, повышение качества распределительных сетей. Задачей их развития и модернизации должны заниматься сетевые компании. Много в этом направлении уже делается, но очевидно, что завтра эта проблема не решится.
— Вы называли и другие отрасли, которые сегодня успешно развиваются в крае, — переработка и заготовка леса и продовольственный комплекс. Делает ли на них ставку краевое правительство?
— Это особые отрасли, на них базируется занятость огромной части населения региона. Металлургия и нефть — хорошо, но они находятся в определённых точках. А людей необходимо обеспечить работой там, где они живут, на селе или в малых городах. И для этой части населения развитие сельского хозяйства и лесного комплекса просто бесценны, потому что они некапиталоёмки, распределены в пространстве, не имеют географической привязки. Они обеспечивают устойчивость малых городов и сёл.
Главным фактором развития территории остаётся наличие и качество человеческого капитала. Для экономического роста нужны люди, здоровые и образованные.
На ближайшие годы в развитии лесопромышленного комплекса края будет делаться ставка на глубокую переработку древесины. Это позволит максимально эффективно использовать лесные ресурсы. А развитие агропромышленного комплекса будет направлено не просто на обеспечение продовольственной безопасности края, но и на экспансию — на рынки востока страны. Сегодня наше зерновое производство приобрело федеральное значение. В ходе реализации Стратегии аналогичную задачу нам предстоит решить в отношении нашего животноводства.
— Сейчас очень распространён механизм государственно-частного партнёрства. Не проще было бы отдать строительство инфраструктуры на откуп частникам?
— В сложных климатических условиях Сибири удельный вес затрат на создание инфраструктуры доходит до 20—25 процентов от общей стоимости инвестиционного проекта. В такой ситуации участие государства в развитии инфраструктуры — это вопрос конкурентоспособности территории, её привлекательности для реализации проектов. Поэтому государство участвует в развитии инфраструктуры на условиях государственно-частного партнёрства, и существует уже немало примеров успешной реализации таких проектов.
— Какая роль в стабилизации экономики нашего края отводится малому и среднему бизнесу?
— По официальным показателям, доля продукции малого бизнеса в промышленном производстве края доходит до 25 процентов от всего объёма. На самом деле это свидетельствует о специфической структуре экономики региона — у нас много крупных производств. Например, если Ванкорское нефтегазовое месторождение в следующем году увеличит добычу нефти на 40 процентов (как планируется), то малый бизнес его просто не догонит.
В то же время существует целый ряд направлений, в которых малые предприятия заведомо более эффективны. Например, нет лучшей формы развития сферы услуг. Также именно малые предприятия могут стать опорой развития инновационного бизнеса. Это некий проводник, который находит новые направления и заполняет свободные ниши, недоступные крупным предприятиям.
— Можно ли сегодня сказать, заглядывая в будущее, что в экономике края появятся новые производственные направления? Есть ли предпосылки для их развития?
— Новое направление для нас — изготовление полупроводников и материалов. Это интересная и энергоёмкая отрасль. Сейчас уже сложился кадровый потенциал для её развития, есть промышленные площадки. Другой проект — производство навигационных систем и средств связи, внедрение системы контроля и слежения на основе ГЛОНАСС. Есть несколько и менее проработанных, но перспективных проектов, которые связаны с производством новых материалов в области медицинских технологий.
— А какой фактор Вы считаете самым главным для перспективного развития экономики края? Что стоит во главе угла?
— Наличие и качество человеческого капитала. Для того чтобы экономика развивалась, должны быть люди, здоровые и образованные. Ведь самое страшное, что может случиться, — это радикальное снижение численности либо деградация населения. В этом случае, даже при наличии инфраструктуры и природных ископаемых, ни о какой конкурентоспособности территории речи быть не может.
Сегодня усиливается конкуренция стран и регионов за главные факторы экономического роста, в числе которых лидирует качество трудовых ресурсов. Поэтому нам нужно создавать комфортные условия для людей, сделать доступным жильё, медицинские и образовательные услуги, досуговые и, безусловно, культурные учреждения. И рост экономики позволит направить дополнительные инвестиции на развитие социальной сферы, модернизацию сети бюджетных учреждений, повышение качества и доступности услуг, кадровое укрепление.
В последнее время финансирование проектов социальной сферы уже увеличилось. Например, в культуре реализуется серьёзный проект по реконструкции театра им. Пушкина, разрабатывается новая трёхлетняя программа “Культура Красноярья”. Однако в условиях существующих бюджетных ограничений мы вынуждены определять приоритеты в развитии каждой отрасли. И каждый социальный проект в Красноярском крае пока — выбор.