Новости

В основе бизнеса - любовь

В основе бизнеса - любовь

Куй деньги своими руками

Изготавливать поделки своими руками нас учат ещё с раннего детства. Помните, как трогательно блестели глаза у мамы, когда вы, пятилетний малыш, преподносили ей склеенную собственными руками открытку или впервые в жизни сшитую подушечку для иголок… Некоторые люди ту детскую любовь к ручному творчеству пронесли через всю жизнь, а для кого-то творческая подача привычных уже вещей стала настоящей работой.

Авторские произведения, изготовленные руками, у нас привычно на западный манер называют хэнд-мэйдом. Впрочем, именно оттуда, с Запада, и пришёл к нам этот необычный бизнес. В советские времена в России не принято было заниматься творчеством в одиночку. Даже художников объединяли в артели и фабрики, которые выпускали сувениры. Мастерам спускали план, а их творческие задумки утверждали на худсоветах.

Сегодня всё иначе. Дабы занять безработное население, служба занятости предлагает пройти специальные курсы по обучению народным промыслам. Но делать, как говорится, одно, а продавать изготовленные тобой шедевры - совершенно иное. Ведь и хэнд-мэйд может стать настоящим бизнесом, если правильно его организовать и, как говорят мастера, воспитать потребителя.

Красноярцы, занимающиеся творческим бизнесом, отмечают: у их соотечественников не всегда присутствует понимание того, что изделия, изготовленные вручную, стоят дороже.

  • Цена зависит от сложности исполнения работы и авторской разработки идеи, - рассказывает Светлана Чадова, изготавливающая авторские украшения. - Повлияет на стоимость серёжек и браслета дорогая фурнитура. Но дороже всего стоит твоё время, усилия и душа, вложенная в работу.

Светлана вот уже четыре года строит свой бизнес на хэнд-мэйде. Говорит, что в 2009 году, когда она только начинала делать украшения, серьги и браслетики с забавными зверюшками раскупались влёт. Сейчас количество покупателей уменьшилось. В этом Светлана винит расплодившихся конкурентов, которые «лепят» всё подряд, не заботясь о качестве.

В среднем украшения от Светланы Чадовой стоят о 300 до 800 рублей. Но есть суперэксклюзивные наборы за полторы тысячи рублей. Раньше от продажи изделий девушке хватало денег на жизнь, сейчас приходится затягивать пояс.

- В Красноярске практически нет площадок, на которых можно было бы продавать авторские работы, - считает Светлана. - Единственная - фестиваль «Зелёный», который проходит раз в год. На остальных ярмарках и выставках ставка делается на народные ремёсла. Но нельзя рядом поставить молодёжный хэнд-мэйд, мёд и вязаные носки. Необходимы творческие точки, где рукодельники смогут продавать собственные изделия.

Светлана создала свой интернет-магазин, продаёт эксклюзивные украшения в социальных сетях. Но, как говорят мастера, Всемирная сеть хороша для общения с жителями отдалённых регионов и зарубежья, а красноярцам неплохо было бы дать пощупать предлагаемый товар.

Другая мастерица, Надежда Гудина, шьёт коллекционных медведей ручной работы. Именно для общения с зарубежьем она решила создать свой интернет-магазин. Ведь на Западе мишки Тедди ценятся в несколько раз выше, чем в Сибири. Стоит только вспомнить, что на аукционах «Сотбис» и «Кристис» цена таких плюшевых мишек доходит до шести тысяч долларов. А самый дорогой медведь Тедди в мире обошёлся своему новому хозяину в 110 тысяч фунтов стерлингов. Для сравнения: в Красноярске самая высокая цена на медведя ручной работы достигала 15 тысяч рублей. Платить больше за эксклюзив не соглашаются даже состоятельные горожане.

  • В Красноярске медведей покупают не только коллекционеры. Берут детям, в подарок и для оформления интерьера, - рассказывает Надежда Гудина. - Раз пришёл мужчина, предупредил: «У меня жена собирает мишек, но ей сложно угодить». А у меня тут же родился образ - мишка-аквалангист, а вслед за ним мишка-русалочка. Такого больше нигде не увидишь.

Именно неповторимостью своих изделий берут мастера хэнд-мэйда. Надежда и материалы для медвежат использует практически эксклюзивные - мало того что делает игрушки из искусственного меха, но применяет и специальный мохер, который стоит очень дорого. Изделия из такого материала вытягивают минимум на 3,5 тысячи рублей.

Мастера говорят, что для раскрутки «ручного» бизнеса главное - сделать себе имя. Можно, конечно, клепать классику, но в этом случае вас никогда не запомнят как интересного художника. А имидж в этом бизнесе - самый главный двигатель торговли.

  • Конечно, на Западе интерес к изделиям ручной работы намного больше, чем в Сибири, - говорит Надежда Гудина. - Но и у нас, в Красноярске, появляются знающие люди. Для их просвещения необходимо использовать все предоставляющиеся возможности - выставки и ярмарки. Хотя стоимость аренды на них порой очень дорога, не позволяет мастеру заработать.

В государственном центре народного творчества Красноярского края мастерам как раз и помогают занять своё место на ярмарке.

  • Мы занимаемся не только информационно-методической поддержкой мастеров народного творчества, но и организационной, - говорит директор центра Любовь Ерусланова. - Организовываем площадки для выставки изделий, снабжаем оборудованием. Мастеру нужно только встать и продать.

Как говорит Любовь Николаевна, центр даже презентовал для своих подопечных проект создания интернет-магазина. Но народные промысловики в большинстве своём неохотно идут в международную сеть, некоторые не жалуют и магазины, предпочитают общаться с покупателем.

  • Свою работу я отношу к информационной, образовательной, - говорит изготовительница обереговых народных кукол Любовь Терскова. - Я, когда выезжаю на выставки, каждому человеку рассказываю о своих куклах. Продавать обереговые куклы без информации - бессмысленно, они работать не будут.

Народная мастерица считает, что народные промыслы не следует называть бизнесом - каждый умелец занимается делом, которое ему по душе. И сколько продаётся изделий, никогда не скажет. Тем не менее в центре народного творчества рассказывают: мол, есть у нас в крае промысловики, которые разработали собственные эксклюзивные технологии, и работы, изготовленные по ним, приносят немалый доход. Главное в этом бизнесе, как это ни странно, не деловая хватка, а любовь к своему труду и особенный взгляд на такие привычные нам вещи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА