Новости
Свинец и мачта с парусами
Красноярские яхтсмены официально завершили свои выступления в нынешнем сезоне. Впрочем, для отдельной категории спортсменов старты под парусами всё же продолжатся. О том, кому из яхтсменов предстоит принять в них участие, где пройдут эти осенние соревнования, со «СТАДИОНОМ» поделился президент региональной общественной организации «Красноярская федерация парусного спорта» Валерий КОКОУЛИН.
- В больших крейсерских регатах сезон для нас действительно завершён, - подтвердил Валерий Викторович. - В классе FINN - тоже. В основном никто из наших яхтсменов больше никуда не поедет, за исключением, пожалуй, тех, кто может отправиться для участия в парусных состязаниях в Англию или ещё куда-нибудь.
- Есть и такие?
- Есть. Правда, их мало совсем. В эти поездки у нас не в первый раз отправляется Владимир Ударцев. Не исключено, что к нему смогут примкнуть и Алексей Каученков с Борисом Разуваловым. Борис в этом году выиграл Кубок FINN. В первый раз. Давно хотел стать обладателем этого трофея, наконец-то получилось - усиленно готовился, много тренировался, лодка у него хорошая.
Продолжатся выступления и для наших ребятишек: с 16-го по 22 октября в Геленджике пройдут традиционные Всероссийские соревнования по парусному спорту, в которых примет участие наша детская секция.
- Общие итоги сезона: чему можно порадоваться, а о чём остаётся сожалеть?
- Хвалиться можно тем, что все наши выступления прошли на хорошем уровне. В начале сезона мы всегда проводим соревнования нашей детской школы. На них определяется рейтинг: кто из ребят достоин претендовать на участие в тех или иных состязаниях. Распределяем материальную часть, лодки: чтобы стимулировать дальнейшие успехи детей, тем, кто из них показал высокий результат, выделяются лучшие яхты. На День города на Абаканской протоке также обязательно проводим детские соревнования. Они больше показательные, праздничные, всегда привлекают множество горожан. Потом, с наступлением школьных каникул, для ребят-яхтсменов начинается лагерная смена. С середины лета они на месяц отправляются на Красноярское водохранилище, усиленно тренируются.
В конце июня у нас проходит крейсерская регата, в которой участвуют уже взрослые. Она собирает от 10 до 20 лодок и всякий раз становится праздником для яхтсменов, приезжающих в Красноярск из Новосибирска, Бердска, Иркутска, других городов и регионов.
В последнюю неделю июля проводим большую крейсерскую регату. В районе Шумихи проходит праздничное открытие соревнований, а затем яхты направляются в широкую часть водохранилища, чтобы от Изагаша дать старт в сторону Хакасии. В этом году мы шли под парусами до Быскара - это большой этап, примерно 270 километров, шли почти двое суток, хорошая гонка!
В больших крейсерских регатах люди часто гибнут. Но от этого регаты становятся, как ни странно, только популярнее, а участников всё больше.
- Получается, что яхты шли против течения?
- Течение на Красноярском море почти незаметно. Оно чувствуется лишь под берегами, но и то несущественно. Главное, чтобы ветер был и желательно, чтобы не встречный. Долгий и сильный встречный ветер утомляет: большой крен, волна захлёстывает, рвутся паруса, иногда мачты ломаются. В этом году, слава богу, таких сюрпризов не было, а вот в прошлом ломалась и мачта, и паруса летели - треть флота сошла с гонки. В нынешнем сезоне до финиша в Быскаре дошли все. Кстати, это место очень символично: на берегу там установлен большой крест - в память о затопленной деревне Быскар, древнем селе, заложенном практически одновременно с Красноярском. Простояло оно лет 300. Большое было село, с мельницами, кузницами. Для меня лично, да и для большинства яхтсменов такие вещи очень интересны. После финиша надо было отдохнуть несколько часов. Прежде чем отправиться в обратный путь, мы походили по этим местам, посмотрели на местные красоты, достопримечательности. Пейзажи там, надо признать, просто потрясающие.
- Выходит, что ваш вид спорта - это не только романтика, но ещё и сопричастность с историей, природой?
- Конечно. Мы там много фотографировали. Когда зимой после соревнований собираемся с друзьями, я всегда с удовольствием показываю им снимки, рассказываю о том, где мы были, что увидели. Это всегда интересно, познавательно. Правда, такое возможно лишь на крейсерских соревнованиях. Для швертботов (спортивных суден с малой осадкой), например, это уже невыполнимо, потому что они всегда на одной дистанции, почти всегда в одном месте плывут по периметру, тут исключительно только спорт: вперёд, быстрей, ура! Большие крейсерские регаты в этом плане, конечно, выигрышней. Особенно гонки мирового масштаба, когда яхты отправляются в дальний маршрут, в кругосветку. Там тоже, конечно, спорт, но яхтсмены при этом получают уникальную возможность увидеть весь мир. Правда, в таких продолжительных походах всё гораздо серьёзнее, суровее. В больших крейсерских регатах люди часто гибнут. Но от этого регаты становятся, как ни странно, только популярней, а участников всё больше. Потому что такое испытание только зажигает.
- Случаи гибели среди красноярских яхтсменов тоже случались?
- За всю историю существования на Красноярском водохранилище парусного спорта, а это порядка 40 лет, ни один из спортсменов не погиб и даже серьёзно не травмировался.
- Валерий Викторович, а какие задачи ставятся перед ребятами, отправляемыми в Геленджик?
- Планируем, что отправятся на эти соревнования порядка десяти человек. Сопровождать ребят будет тренер Алексей Наймушин. Кстати, его сын очень хорошо выступал в этом году: в свои девять лет Лёша выиграл Кубок мэра Железногорска. Причём старший Наймушин на эти соревнования поехать не смог, и поддержать парня во время выступлений особо было некому. Но он, самый младший из участников, выиграл все три гонки, которые пошли в зачёт. Я считаю, это просто уникальный случай. Лёша и на больших лодках уже уверенно ходит.
Задача наших ребят в Геленджике - завоевать какой-то рейтинг, занять достойные места. Федерацией парусного спорта России сейчас принято решение о создании спортивных интернатов для талантливых детей-яхтсменов. Сборная команда страны и кандидаты в сборную должны жить в таком интернате и усиленно тренироваться, заниматься на воде каждый день. Весь спорт в мире становится более профессиональным, более результативным. Спортсмен может побеждать только тогда, когда он занимается подготовкой с утра до вечера. Побеждать в том числе и на Олимпиадах. Если отдельные наши яхтсмены умудряются отметиться на Европе, мире, то на Олимпийских играх мы опять остались без медалей. Чтобы это наконец-то случилось, нужно, чтобы дети жили в таких интернатах, занимались с опытными тренерами - готовить профессиональных спортсменов необходимо с юных лет. Думаю, что наш Лёша Наймушин имеет шанс попасть в их число, стать кандидатом в сборную. Может быть, не сейчас, попозже, пока он всё-таки слишком мал, но в дальнейшем - вполне возможно. Мы всегда и ставили перед собой такую задачу: будут у нас появляться звёздочки, начнём направлять их в сборную, а там уже ребят будут доводить профессионально, по стандартам высших спортивных достижений. В Красноярске, к сожалению, подготовить чемпиона мира, Европы или России невозможно - нет условий. Красноярское море зимой замерзает, а на Чёрном есть все возможности тренироваться круглогодично.
- Появятся ли в спортивном календаре следующего сезона какие-то новинки?
- Конечно. И для этого не придётся ждать открытой воды. В конце января планируем провести соревнования по кайтам (катание по льду под воздушными парусами). Зимние кайты проведём и в марте. Новыми на следующий год станут и соревнования по судомодельному спорту - радиоуправляемые яхты теперь официально относятся к парусному спорту. Я, кстати, сам ими занимался в прошлом, даже дважды выигрывал соревнования российского уровня, один раз победил ещё во времена Советского Союза. Сейчас пообещал принять участие в предстоящих состязаниях, уже знаю, где модель взять. Планируем провести их где-то в середине лета на Абаканской протоке, впервые за много-много лет. Раньше такие выступления были очень популярны, сейчас, к сожалению, не так. Потому что к технике сегодня особо молодёжь не привечают: максимум - компьютер, а вот к механике, увы, как-то всё реже.
- А ведь техническая составляющая в спорте, в том же парусном, вероятно, крайне важна?
- Абсолютно верно. Знаю это по собственному опыту. Я в своё время приобрёл корпус яхты в экспериментальном цехе комбайнового завода. В декабре 2003 года вывез этот 15-метровый корпус с завода почти по цене металлолома - он простоял в цехе лет семь, а в 2005 году летом пошёл на яхте в регату. Сделать пришлось многое: киль - шесть тонн свинца залить, установить рулевое управление, двигатель, баки, мачту с парусами, внутри какой-то мебелью оборудовать. Объём работы колоссальный, если этим занимается не КБ и бригада сборщиков, а ты, в одиночку. У меня получилось. Потому что был какой-то опыт - радиоуправляемые яхты делал до этого, понимал, что и как.
Технические виды спорта нам просто необходимо развивать. Советская Россия на этом и стояла. Для чего был придуман ДОССААФ? Для того, чтобы люди совершенствовались физически и технически. Чтобы они приходили работать на заводы специалистами, чтобы не хуже могли и Родину защищать. А с чего это всё начинается? С детского знакомства с техникой. А если оно проходит ещё и в спортивном плане, когда есть азарт: всё, эти две составляющие позволяют человеку гарантированно стать серьёзным специалистом в любой технической отрасли. Поэтому нам нужно, просто необходимо, разворачиваться в сторону технического воспитания нашей молодёжи.
- Какое из событий сезона Вам запомнилось больше всего?
- Наверное, телефонный звонок Оскара Конюхова, сообщившего о том, что филиал одной из красноярских компаний в рамках поддержки детского и юношеского парусного спорта решил выделить нашей федерации миллион рублей на закупку материальной части. После недолгих обсуждений мы решили, что это должны стать швертботы класса «420». Изготовление этих лодок заказали в Таганроге. И просто здорово, что наш коллега Игорь Матюхин сумел уговорить парусников-новосибирцев заказать две такие же яхты и для них. Когда они повезли свои готовые лодки домой, то помогли с транспортировкой и нам.
Четыре поступивших швертбота класса «420», бесспорно, просто отличное приобретение. Во-первых, нам необходимо пересаживать ребят с «Кадетов» (двухместных парусных суден, используемых как учебные) на яхты такого класса, растить шкотовых матросов, которых так не хватает. Немаловажно и то, что эти лодки можно использовать и в соревнованиях среди взрослых-новичков. Мы уже предварительно договорились о таких гонках на шверботах-420. Думаю, что такие соревнования для начинающих удастся провести на Кубках мэра Железногорска, Дивногорска, возможно, и Красноярска. Парусный спорт должен стать массовым и зрелищным!