Новости
Шаг с тротуара
С Госавтоинспекцией и Божьей помощью
Знатоки уверяют: абсолютно в каждом из случившихся дорожных происшествий всегда виноваты оба участника. Один — потому что допустил столкновение или наезд, другой — потому что не сумел предвидеть именно такого исхода, предотвратить его, избежав печальных последствий.
Мы продолжаем серию публикаций рубрики “Вопрос месяца” — проекта, который, судя по читательским откликам, оставляемым на сайте “Городских новостей”, вызвал оживленный интерес у горожан. Напомним, мы пригласили читателей к обсуждению темы: почему наши дороги, уровень аварийности и смертности на них остаются проблемой кричащей?
Предыдущая публикация была посвящена обсуждению роли водителей в печальной и отнюдь не идущей на убыль дорожной статистике. Сегодня мы поведем разговор о тех, кто, возможно, ни разу в жизни не садился за баранку, но тем не менее всегда был и остается полноправным и непосредственным участником дорожного движения, — о пешеходах.
Статистика доказывает, что более 80 процентов ДТП происходит по вине водителей, следовательно, остальные — на совести пешеходов. Меняются ли они к лучшему, становятся ли осмотрительнее, культурнее на дорогах? Ответы на эти вопросы кроются все в тех же скупых цифрах статистики, уверяет заместитель начальника ОГИБДД УВД по Красноярску Олег Жданов.
За еще не успевший завершиться нынешний год в городе зафиксировано 688 наездов на пешеходов, 45 человек погибло.
По вине самих пешеходов за эти десять месяцев произошло 293 ДТП: 13 человек погибло, 286 ранено. По сравнению с прошлым годом количество таких происшествий увеличилось на 77 случаев, число пострадавших — на 84 человека.
— Количество смертельных случаев, надо признать, уменьшилось, — замечает Олег Жданов, — число погибших сократилось на десять человек, но факт этот, согласитесь, вовсе не повод для успокоения.
Водитель, допустивший аварию, за свою неосмотрительность, как минимум, будет привлечен к административной ответственности. А если последствия тяжкие — уже к уголовной. А что грозит виновнику-пешеходу? В ответе ли он вообще за содеянное на дороге?
— Представьте ситуацию, — предлагает Олег Жданов, — когда автомобиль разбит по явной вине пешехода, перебегавшего дорогу в неустановленном для этого месте. Вина пешего нарушителя вроде бы бесспорна. Но надо учитывать и такую тонкость: в ходе следствия может быть доказано, что у водителя все же оставалась возможность среагировать, предотвратить последствия. И в таком случае крайним зачастую становится, естественно, водитель.
К беспечности, невнимательности, а то и откровенному, абсолютно неоправданному риску, демонстрируемому пешеходами на дороге, следовало бы добавить и еще одно, часто цитируемое в протоколах о ДТП заключение: нетрезвый пешеход.
— Доля “пьяной” пешеходной статистики, к сожалению, остается очень высокой, — признает Олег Жданов. — По вине нетрезвых пешеходов в нынешнем году уже произошло 39 ДТП, итог — 39 пострадавших, получивших ранения и увечья.
Что повлияло бы на снижение столь высокого “пешеходного” уровня? Усиленная пропаганда, увеличение числа светофоров, пешеходных зебр, строительство подземных и надземных переходов?
Какой-то одной меры при всем желании будет недостаточно, уверяют специалисты Госавтоинспекции. Вдобавок к перечисленному, например, необходимо исключить выход пешеходов на проезжую часть в местах для этого не предназначенных, заведомо опасных. Это подразумевает установку бордюрных ограждений. Желательно развести пешеходные и автомобильные потоки.
— Есть и еще один немаловажный фактор, который, уверен, стал бы мерой эффективной, — добавляет Олег Жданов, — это ужесточение ответственности пешеходов. К сожалению, большинство наших граждан именно через это начинают понимать, что к правилам дорожного движения следует относиться совершенно иначе. На сегодня, напомню, за переход дороги в неположенном месте нарушителю грозит штраф в 300 рублей. А что касается строительства в городе пешеходных переходов, именно Госавтоинспекция является одним из инициаторов их появления в городе. Мы вносим предложения, где именно оборудование таких переходов попросту необходимо. Одним из таких мест остается оживленный район торговых рынков “КрасТЭЦ” — со следующего года здесь должны начаться строительные работы.
В третье воскресенье ноября в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН на всех континентах отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. 21 ноября печальный День памяти погибших в авариях отметят жители России и, конечно же, красноярцы. Только на территории края с начала 2010 года скорбный список жертв пополнили более 400 фамилий. Большинство погибших на наших дорогах — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.
Основная цель учрежденного Дня памяти — привлечь внимание населения к ужасающим масштабам смертности на дорогах, а также создать мощную общественную поддержку изменения сознания участников дорожного движения в плане взаимного уважения, соблюдения правил безопасности, повышения культуры поведения на проезжей части.
В этот день сотрудники Госавтоинспекции проведут серию пресс-конференций, круглых столов на тему безопасности дорожного движения. Совместно с отрядами юных инспекторов движения запланировано проведение акций “Зебра”, “Вежливый водитель” и, конечно же, “Пешеход”, во время которых участники будут вручать горожанам специальные памятки с советами о правильном поведении на дорогах и улицах.
— Кроме этого, у нас достигнута договоренность со служителями церкви, — добавляет Олег Жданов. — В храме в Октябрьском районе будут проведены церковные службы по поминовению погибших в ДТП. Надо отдать должное: церковнослужители давно уже самостоятельно работают в этом направлении. Очень часто священники на своих проповедях напоминают прихожанам о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, за что мы им только благодарны. То, что дорожная тема остается проблемой, как видите, понимают абсолютно все. Как и то, что необходимо переламывать сознание людей, воспитывая в них ответственность и культуру поведения на дорогах.