Новости

Пять лет в нашу пользу

Пять лет в нашу пользу

Работодателей поделят на вредных и невредных

Мы не увеличиваем пенсионный возраст, уверяли авторы стратегии новой пенсионной реформы. Но именно в этом проекте прописано: для получения трудовой пенсии в размере, соответствующем мировым стандартам, необходимо отработать сорок лет. Президент страны, как и большинство граждан, усмотрел здесь лукавство. «По факту это будет означать увеличение пенсионного возраста, - сказал на прошлой неделе Владимир Путин. - Поэтому прошу подумать, как этот нормативный стаж с 40 лет сократить как минимум до 35».

Общественное обсуждение стратегии продолжается. В прошлый раз на страницах газеты мы рассказали о том, какие изменения в случае проведения реформы ждут нас, будущих пенсионеров. На этот раз поговорим о нововведениях, которые подготовили авторы проекта тем, кто отчисляет обязательные взносы в Пенсионный фонд - работодателям, адвокатам, нотариусам и индивидуальным предпринимателям.

Презентуя стратегию, заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов отметил: принципиальный момент новой реформы - совершенствование тарифно-бюджетной политики. Платить страховые взносы должны все без исключения, тарифы станут едиными для всех, льготы, положенные сегодня некоторым категориям работодателей, продлевать не будут.

Параллельно увеличатся размеры страховых взносов для самозанятого населения - индивидуальных предпринимателей, фермеров, нотариусов. Сегодня их платёж в Пенсионный фонд рассчитывается исходя из одного минимального размера оплаты труда и составляет 14,3 тысячи рублей в год. Для сравнения: размер страхового взноса наёмного работника может достигать 112 тысяч рублей в год.

Суммы разнятся, а пенсии «наёмников» и самозанятых людей практически равны, поэтому предлагается повысить отчисления для самозанятых. Между тем некоторые эксперты полагают, что это значительно ухудшит положение индивидуальных предпринимателей, возрастёт число желающих уйти в тень.

- У меня небольшой отдел нижнего белья в одном из райцентров края, - рассказывает Анна Фёдорова. - Прибыль там минимальна - покупатели приходят только в день получки учителей в школе. Если вычесть расходы на приобретение товара, бензин, зарплату продавца, мой чистый доход - около десяти тысяч рублей в месяц, то есть при самом оптимистичном раскладе - чуть более 120 тысяч рублей в год.

Если мне придётся отчислять в Пенсионный фонд по 48 тысяч рублей, не вижу смысла продолжать такую торговлю. И вообще, считаю, что лучше вкладываться в дело, получать прибыль с него, а не надеяться на то, что мои накопления на пенсию через сорок лет не сгорят и, в принципе, будут чего-то стоить.

Ещё один принципиальный момент, прописанный в стратегии, - реформирование института досрочных пенсий.

- Сегодня финансирование пенсий досрочникам осуществляется не за счёт дополнительных страховых взносов работодателей, а за счёт общих доходов бюджета ПФ России, а значит, и за счёт тех, кому досрочная пенсия не положена, это несправедливо, - считает Андрей Пудов. - При этом работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что сотрудников привлекает льготная пенсия, которая самим нанимателям ничего не стоит. Также право на досрочную пенсию получают те граждане, вред здоровью которых во время работы не нанесён, но их профессии включены в списки вредных и опасных производств. Между тем технический прогресс не стоит на месте, многие должности, по сути, перестали быть опасными, необходимо провести переаттестацию рабочих мест и выяснить, кто действительно работает на вредных производствах, а кто имеет льготы «за компанию».

Но и после того, как лишних уберут, вредные производства всё равно останутся. И люди, которые на них работают, по-прежнему будут уходить на пенсию раньше. Теперь за время до стандартных 55 и 60 лет пенсию им, по сути, будет платить работодатель. Или через повышенные тарифы в Пенсионный фонд, или через корпоративную пенсию.

Но идею корпоративных пенсий хотят распространить не только на вредные производства. В стратегии предусматривается, что в коллективный договор на любом предприятии включат пункт о дополнительной пенсии от работодателя. По расчётам авторов проекта, она должна увеличить пенсию человека почти на 40 процентов при условии, что работодателя обяжут все 40 лет отчислять определённый процент от зарплаты сотрудников.

Но пока нет ответа на вопрос, как стимулировать работодателей делать дополнительные отчисления для корпоративной пенсии.

- Сомневаюсь, что при заключении коллективного трудового договора сотрудники будут настаивать на том, чтобы предприятие дополнительно отчисляло деньги в накопительную часть пенсии. Думаю, они рассудят так: если у организации есть эти лишние средства, лучше увеличьте зарплату, а мы сами решим, как её потратить, - говорит руководитель муниципального предприятия Елена Власова. - К сожалению, пока наши пенсионные фонды не блещут эффективностью вложений. Не понимаю, зачем в течение десяти лет у предприятий и граждан изымали средства в накопительную часть, в результате и люди ничего не получили, и организации несли дополнительные расходы. Пока не вижу стимулов, которые подвигли бы работодателей и сотрудников заключать договоры на формирование корпоративных пенсий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА