Новости
Сети ищут хозяина
Плюсы и минусы объединённой инфраструктуры
Почти тысяча километров тепловых сетей позволяют красноярцам пережить суровую зиму. Однако состояние этой инженерной инфраструктуры далеко от идеального. И не только с точки зрения изношенности. Не меньшая проблема - множество хозяев, что порождает неразбериху в обслуживании, управлении, тарифной политике. Да, львиная доля сетей обслуживается тремя компаниями - ТГК-13, КрасКом и КрасТЭК. Однако в Красноярске сотни организаций, владеющих так называемыми транзитными сетями. Часть трубопроводного хозяйства передана строителями ТСЖ. Есть и вообще бесхозяйные объекты.
Между тем инфраструктура, в общем-то, единая. И достаточно «транзитникам» поменять участок трубопровода, чтобы грязь пошла в систему, как то недавно случилось на Взлётке. А вот установить, кто в данном случае является виновником безобразия, крайне трудно.
Есть и другие проблемы. Например, красноярские строители не понимают, почему тарифы на присоединение к сетям одной компании отличаются от аналогичных тарифов другой компании. В общем, назрела радикальная идея - создать единую теплотранспортную компанию города.
- Это даст целый ряд преимуществ, - полагает заместитель руководителя департамента городского хозяйства Сергей Островский. - Во-первых, за счёт эффекта масштаба снижаются издержки. Уменьшается и количество необходимого обслуживающего персонала. Во-вторых, появляется возможность оптимизации распределения нагрузок всей системы, возможность единого управления режимами. Повысится надёжность и качество, появятся большие возможности для повышения энергосбережения и энергоэффективности. В целом единая теплотранспортная компания более эффективна, и при этом у города больше рычагов для влияния на ситуацию.
Как отметил Сергей Островский, переговоры между заинтересованными сторонами идут сегодня достаточно интенсивно, но говорить о каких-то конкретных сроках принятия ключевых решений рано: необходимо решить массу достаточно сложных вопросов.
Тема, кстати, не нова. Ещё два года назад с подачи правительства края перспектива объединения достаточно широко обсуждалась.
К примеру, тогдашний генеральный директор ООО «КрасТЭК» Александр Бугаев полагал, что при недостаточном уровне тарифа созданная компания просто разорится. Как минимум, необходимо переходить на давно обещанную 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ. Но тарифы - сфера государственного регулирования.
Что же может ожидать красноярцев в случае реального объединения тепловых сетей города? Кроме массы положительных последствий, о которых сегодня говорят энергетики, в повестку дня встанет ещё одно следствие - возможный переход на прямые расчёты с населением. Об этом рассказал исполнительный директор Енисейской ТГК Евгений Жадовец:
- Одна из основных причин необходимости единой транспортной компании - исключение «прокладок» между нами и конечным потребителем. Здесь выстраивается прямая схема: производство тепла - транспорт - сбыт. И мы эту конструкцию видим. Сегодня зачастую получается следующее: управляющая компания нам должна, грубо говоря, десять рублей, а население должно компании два рубля. Где остальные восемь - непонятно. Растворились. Переход на прямые расчёты с населением позволит исключить подобные ситуации.
Правда, здесь тоже много подводных камней. Во-первых, для перехода на прямые расчёты необходимо, как минимум, согласие самого населения. И согласие это выражается не путём общенародного референдума, а должно быть принято и надлежащим образом оформлено на общих собраниях собственников жилья.
Энергетики высказывают опасение, что управляющие компании (от которых в этой ситуации многое зависит) просто заблокируют процесс.
Правда, у жилищников на этот счёт несколько иное мнение.
- Долг жителей, обслуживаемых нашей управляющей компанией, - рассказывает директор УК Свердловского района Красноярска ООО «Жилкомцентр» Елена Ягупова, - на сегодня составляет 270 миллионов рублей. Для нас это двухлетняя программа ремонтных работ. Но при этом большую часть задолженности составляют платежи за тепло, горячее и холодное водоснабжение и канализование, то есть услуги, предоставляемые ТГК-13, Фармэнерго, КрасКом. Парадокс в том, что не платят жители, а иски ресурсоснабжающие организации предъявляют нам. Включая, естественно, все свои издержки. И естественно, суды эти иски удовлетворяют. Когда же мы, в свою очередь, пытаемся взыскать деньги с должников, возникает совершенно другая ситуация. Наши юристы ежемесячно подают по 200 исков - с большим объёмом суд просто не справляется. Но ни судебное решение, ни служба судебных приставов не гарантируют, что мы реально получим деньги. Этот механизм на сегодня не отработан.
Вопрос: готовы ли ресурсоснабжающие организации к тому, что вместо десятков управляющих организаций им придётся иметь дело с тысячами должников - физических лиц? Притом что государство позиционирует себя как социальное и до крайних мер в отношении даже хронических неплательщиков доходит очень редко.
С одной стороны, можно согласиться с мнением Евгения Жадовца: чем дряхлее энергетическая инфраструктура, тем больше должен быть тариф, потому что издержки на обслуживание изношенных оборудования и сетей тем выше, чем больше износ. И самым высоким тариф станет, когда всё окончательно развалится.
С другой стороны, попытки задрать тариф до «экономически обоснованного» сегодня разбиваются о массовую и хроническую задолженность населения. Если в масштабе одного района она превышает четверть миллиарда, то в масштабах страны - более 300 миллиардов, причём ежегодно возрастает на 50 миллиардов рублей. Несмотря на огромное количество исков и кипучую деятельность служб судебных приставов, а то и коллекторских агентств, которые сегодня активно осваивают эту благодатную нишу.
Поэтому бизнес единой теплотранспортной компании будет достаточно рискованным. С одной стороны, от неё будут ждать «справедливых тарифов» (причём понятие справедливости каждая категория потребителей трактует по-своему). С другой - совершенно новых стандартов в сфере инвестиционной политики и качества оказываемых услуг. А совместить это, как показывает практика, достаточно сложно.
Общая протяжённость тепловых сетей Красноярска - 985,6
ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) - 499
ООО «КрасКом» - 258,5
ООО «КрасТЭК» - 147
Прочие организации - 81