Новости
От моря — в небо (улица Можайского)
Опережая братьев Райт
Кто создал первый в мире самолёт? Многие ответят хрестоматийно: братья Райт. И будут не правы. Потому что исторические документы неопровержимо доказывают — автором самолёта был наш соотечественник Александр Фёдорович Можайский. Он построил и испытал свой аппарат на 20 лет раньше американцев.
Заслуги изобретателя увековечены в истории страны. В Вологодской области открыт историко-мемориальный дом-музей А. Ф. Можайского. В Красном Селе установлен памятник. Существует формула уравнения существования летательного аппарата Можайского. Имя воздушного кораблестроителя носит военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, улицы в Твери и Красноярске. Каким же был этот талантливейший человек?
Александр Фёдорович Можайский родился 9 марта 1825 г. в семье потомственного моряка, адмирала русского флота. Воспитание получил в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 г.
Больше сорока лет он отдал флоту: Балтийское и Белое моря, дальнее плавание Кронштадт — Япония, Хивинская экспедиция — первое описание бассейна Аральского моря и реки Амударья, преподавание в кадетском корпусе… Словом, жизнь была связана с морем. И теперь никто не скажет, в какой момент “водный человек” Можайский вдруг обратил свой взгляд на небо.
Ещё в 1855-м Александр Фёдорович начал вести тщательные наблюдения за полётами птиц и воздушных змеев. Тогда же у него появилась мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха. После кропотливых исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъёмной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полёта птиц. В 1876 году Можайский, по свидетельству инженера Богословского, “два раза поднимался в воздух и летал с комфортом” на воздушном змее. То есть он первым в мире оседлал воздушных змеев, опередив на 10 лет французского испытателя Майо, на 18 — англичанина Баден-Поуэла и на 20 — австралийца Харгрэва.
Кроме опытов со змеями Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолёта, и в сентябре 1876-го построил первую модель.
“Летучка” состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу модели создавали три воздушных винта, они приводились в движение заведённой часовой пружиной. Для взлёта и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полёты со скоростью свыше 5 м/сек.
Известный инженер-кораблестроитель полковник Богословский писал: “Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полёта аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении...”.
После испытаний изобретатель приступил к детальной разработке проекта своего летательного аппарата в натуральную величину. Финансовые трудности были колоссальными. Можайский был вынужден продавать личные вещи, занимать деньги у родных и заинтересованных лиц, однако весной 1882 года закончил сборку самолёта.
На средства, вырученные от продажи личных вещей и занятые у родных и заинтересованных лиц, Можайский весной 1882 года закончил сборку самолёта.
Готовый аппарат представлял собой лодку с деревянными рёбрами. К бортам лодки были прикреплены прямоугольные крылья, слегка выгнутые вверх. Лодка, крылья и хвостовое оперение самолёта были обтянуты тонкой шёлковой материей, пропитанной лаком. Переплёты крыльев были деревянными. Аппарат стоял на шасси с колёсами. Самолёт имел три винта и два руля. Размах крыльев — около 24 м при длине 15 м. Расчётная скорость полёта не превышала 40 км/час.
Летом самолёт был готов к испытаниям. Для разбега Можайский построил специальную взлётную дорожку в виде наклонного деревянного настила. Самому изобретателю лететь не разрешили, так как ему в это время было уже 57 лет. Испытание доверили помощнику Можайского — механику Голубеву.
Самолёт, набрав в конце разбега необходимую скорость, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке было повреждено крыло самолета.
И всё же Можайский остался доволен результатами, так как впервые была практически доказана возможность полёта человека на аппарате тяжелее воздуха.
Позже кораблестроитель без какой-либо помощи со стороны царского правительства продолжал совершенствовать и улучшать свой самолёт, и только смерть, наступившая 19 марта 1890 года, помешала ему закончить постройку нового аппарата.
К сожалению, российские чиновники под давлением иностранцев сделали всё для того, чтобы от изобретения Можайского не осталось и следа. Даже имя его оказалось незамеченным и непризнанным в царской России. Однако время всё расставило по своим местам.
…Наши читатели иногда спрашивают, почему улицам Красноярска присвоены имена тех, кто никак с ним не связан. Можайский - та личность, которая увековечена на карте города по полному праву. Потому что это — славная страница истории.