Новости
Разбивая розы и стереотипы
В красноярских школах проводятся нескучные уроки
Они жгут и морозят, ввергают предметы в безвоздушное пространство, творят вулканы, огненные облака и демонстрируют твёрдость жидкости. Студенты СФУ, придумавшие нескучные уроки физики, оставляют после себя горы пепла и запах дыма и пленяют юные сердца красотою науки. Будущие биологи, физики и информатики Иван Тимофеенко, Ксения Малышевская, Александр Меньшиков и Павел Панкин создали проект «Новый взгляд», где, наблюдая за впечатляющими экспериментами, многие школьники начинают понимать, что физика - это кипящая жизнь, а не сухая теория.
- Мы уже показывали наш проект в двух школах Красноярска, - говорит позитивный Павел Панкин, студент института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ. - Ученикам очень понравилось, у них глаза горели, они даже нам аплодировали.
Поаплодировать занятной физике удалось и участникам молодёжной краевой научной конференции, проходившей на днях во Дворце пионеров и школьников. Без страха взглянуть в лицо незнакомому предмету пришли умницы и умники - юные математики и физики, биологи, историки и филологи.
Харизматичные студенты Иван Тимофеенко и Павел Панкин, в двух словах рассказав о проекте, просят ничего не хватать без разрешения, надвигают защитные очки и перчатки и начинают в прямом смысле лить воду, а точнее, некую прозрачную жидкость, жидкий азот, выливая его в таз с обычной водой. Смесь сильно парит, пар - густой и белый, как туман, ведёт себя не как обычный пар. Он спускается на пол и расползается по нему молочными клубами.
Ноги мёрзнут, - кокетливо жалуются девицы.
Вода тёплая, а у азота температура примерно минус 200 градусов, - поясняют экспериментаторы, - поэтому азот сразу испаряется при контакте с водой. Плотность холодного газа больше чем плотность воздуха, потому пар и стремится вниз, а не вверх.
Далее студенты погружают в жидкий азот ярко-жёлтый надутый шарик, тот морщится, сжимается, но не лопается. Павел извлекает шар и резко бросает на стол умницам. Те вскрикивают от восторга и страха - а вдруг обморозят пальцы.
- Когда шар охладили в азоте, давление внутри него уменьшилось, потому что объём газа при низких температурах уменьшается, - рассказывает Иван. - А в тепле шарик снова приходит в форму.
Следующий экзерсис требует помощника из зала. Девушка с хитрыми глазами выходит и получает за смелость розу. Но не навсегда, а на время опыта. Гордый бутон на стебле погружается в ёмкость с азотом, через минуту вынимается.
- А теперь бей её об стол! - неожиданно приказывают циничные экспериментаторы, которым не жаль принести цветок в жертву науке.
Школьница с силой ударяет розу об стол, она рассыпается, как стекло, на глазах у изумлённой публики.
Почему так произошло? - спрашивают студенты, и сами же отвечают: - Потому что в живых организмах есть вода, она быстро замерзает в азоте и получается такой эффект.
А если в азот бросить аквариумную рыбку? - задаёт вопрос наивная брюнетка и округляет от ужаса глаза. - Ой, не отвечайте лучше.
После издевательств над флорой ведущие устраивают извержение мини-вулкана из бихромата аммония. А потом создают вдохновенное облако огня, нагрев парафин до кипения в пробирке и вылив его в холодную воду.
- Температура возгорания паров парафина меньше, чем температура его кипения, - разъясняют они. - Когда мы опускаем горячую пробирку в холодную воду, ёмкость трескается, вода проникает в неё и тут же закипает, выталкивают кипящий парафин верх, и пары парафина возгораются.
После пламенных опытов неутомимые студенты устраивают опыты с вакуумом, помещая под стеклянный колпак разные предметы и выкачивая из-под него воздух. Оказывается, вакуум способен сделать неслышным даже навязчивый звонок будильника, так как воздух - проводник звука. Нет воздуха - нет проводника.
Я теперь знаю, что утром делать, когда меня будит звонок, - хихикает на ухо соседу невысокий восьмиклассник Серёжа. - В вакуум будильник засуну!
Вот это физика! - восторгается филолог Катюша. - Я теперь её хочу изучить получше.
Под занавес, желая окончательно повергнуть старшеклассников в шок, им устраивают когнитивный диссонанс, показывая жидкость, которая ведёт себя как твердь. Её зовут «неньютоновская», потому что по законом товарища Исаака жидкость жить не желает. Вещество на вид самое обычное - на вид и цвет густой кефирчик, лениво плещется в обычном пластиковом тазу.
- Верите, что её нельзя пробить кулаком? - вопрошают студенты. - Кто не верит, выходи!
Вызывается рослый паренёк в кадетской форме. Он сжимает кулак и ударяет по «кефиру» жестом бывалого каратэки. Ай! Жижа делается резиновой. Иван и Паша смеются, довольные эффектом.
- Опусти сюда теперь руку, но медленно, - советуют они кадету.
Против плавного вторжения неньютоновская жидкость не возражает. Но назад вытащить пальцы кадет может с трудом, в глазах вопрос…
Понять, в чём сила «кефира», срываются с мест все школьники. Каждому и потрогать, и подержать массу, и даже обещают налить оригинального продукта с собой.
…Не станем раскрывать секреты всех научных фокусов. Ведь многие учащиеся школ сами смогут увидеть нескучную физику воочию, проект «Новый взгляд» проедет ещё по восьми школам. И те, кого увлечёт сия стихия, смогут продолжить плавание в океане познаний.
Николай ПОДОЛЬСКИЙ, старший преподаватель кафедры физики института математики, физики и информатики Красноярского педуниверситета:
- Считаю, что цель проекта - сделать первое впечатление от уроков физики или химии ярким, - вполне достижима. Опыты могут проиллюстрировать целый цикл школьных уроков на определённые темы, но не все их можно проделать на базе ресурса школы. Потому проект весьма полезен для школьников, эксперименты уникальны, интересны, хорошо подобраны и выполняются с толковыми комментариями.
НЮАНС
После Нового года авторы проекта будут читать желающим интересные лекции, проводить коллективные эксперименты. Тех, кто захочет, подготовят к поступлению в краевую летнюю школу, где в каникулы проводятся погружения в различные научные области.