Новости

Будем дружить против директора

Будем дружить против директора

Руководителям школ пообещали конкурсный отбор

Директоров школ будут не назначать, а выбирать, причём право голоса дадут и родителям, и ученикам учреждений. Такую новость рассказали свои читателям федеральные издания. Журналисты ссылались на утверждённую председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым государственную программу развития образования на 2013-2020 годы.

По информации изданий, вопрос об избрании директоров школ будет решаться путём публичного голосования. Перед этим каждый кандидат на руководящую должность представит на суд общественности свою программу развития школы. Текст этого проекта и информация о претендентах должны быть размещены в Интернете, чтобы каждый желающий мог составить своё мнение о способностях и возможностях кандидатов.

Также СМИ сообщили, что победитель будет определяться большинством голосов родителей, детей и педагогов, но возможен и другой вариант - собрание специальных конкурсных комиссий из числа представителей министерства, профсоюза педагогов, родительских комитетов.

Мы изучили программу развития, но столь подробного описания механизма будущих выборов не нашли. В документе говорится, что планируется «переход на конкурсную основу отбора руководителей общеобразовательных организаций с публичным представлением кандидатами программы развития организаций». Но в программе нет указаний на то, что выбирать директоров будут родители и ученики.

В проекте федерального закона «Об образовании в РФ», который недавно был принят депутатами Государственной думы в первом чтении, также такой информации нет. Статья этого документа, определяющая правовой статус руководителей образовательных учреждений, гласит: директора школ могут назначаться учредителем образовательной организации либо избираться коллективом (общим собранием или конференцией), но также с последующим утверждением учредителем. В любом случае, последнее слово остаётся за учредителем школы, коими сейчас являются муниципалитеты или районные администрации. Получается, что именно они и будут подводить итоги конкурса и принимать окончательное решение. По большому счёту, к существующим правилам прибавится только одно условие - общественное обсуждение программ кандидатов, которое создаст иллюзию конкурса.

Эксперты предложение о таких слушаниях оценили по-разному. Сопредседатель российского профсоюза учителей Андрей Демидов отметил, что представление программы - скорее позитивное изменение, поскольку так родителям дают возможность участвовать в выборе директоров учреждений.

Каждый кандидат на должность директора представит на суд общественности свою программу развития школы.

Но отметил, что на деле эта инициатива может стать формальностью. «В Москве такая программа уже отчасти тестировалась в школах, - сказал он. - Но когда я наблюдал подобные конкурсы, всё превращалось в фикцию. Потому что информация о кандидатах и их программах появлялась на сайте лишь за один день до оглашения имени нового директора. Плохо представляю, кто может так быстро оценить разницу и аргументы различных программ».

Мнение столичного эксперта поддерживает красноярец Владимир Клинков, папа ученицы гимназии.

- Я бы принимал участие в общественных обсуждениях, но только при условии, что это не будет формальностью, - говорит он. - Но боюсь, что всё скатится до банальной показухи. К сожалению, мы, родители, ничего не решаем сегодня, и новая программа вряд ли изменит ситуацию.

Директор лицея № 9 Ирина Осетрова считает, что общественные обсуждения могут быть полезными.

- Если на должность руководителя претендует совсем новый человек, то представление его программы позволит коллективу и родителям познакомиться с ним, - отмечает она. - Ведь очень важно знать потенциал кандидата: его планы по развитию учреждения, умение создавать комфортную обстановку в коллективе, возможности влияния на образовательную политику. После представления программы педагоги смогут обсудить её тезисы, высказать свои мнения, пожелания. Обобщив их, окончательное решение должен принимать учредитель, ведь он несёт ответственность за работу учреждения.

О том, что кроме полномочий, должна быть и ответственность за принятые решения, напоминает и Евгений Зимин, руководитель управления образования администрации Советского района.

- За рубежом есть прецедент выбора директоров школ представителями общественности, - рассказывает он. - Но там совершенно другой уровень гражданского сознания, общественность осознаёт ответственность за свои действия. Такая система выборов работает в Англии. Если рейтинги показывают, что образовательное учреждение плохо работает, государство в течение трёх лет оказывает ему финансовую поддержку. Если ничего не получается, директора школы снимают, собирается управляющий совет, в который входят только самые заслуженные граждане города. Они проводят конкурс на замещение должности руководителя учреждения. Кстати, во времена правления Горбачёва в нашей стране тоже коллективам разрешили выбирать директоров. Особенно активно такая система заработала на заводах, но в большинстве случаев это привело к упадку предприятий. Но в нашем районе есть положительный пример таких выборов - до сих пор одной из школ руководит директор, которого назначил коллектив.

Евгений Юрьевич добавляет: выбор со стороны коллектива может поставить руководителя в затруднительное положение. «Он будет чувствовать себя обязанным своим сотрудникам, - говорит он. - В каких-то спорных ситуациях педагоги могут напоминать о том, что именно благодаря их решению директор стал директором. А это не совсем правильно».

Какого директора школы вы бы выбрали?

Красивого - 9 %

Доброго - 7 %

Мужчину - 9 %

Хорошего управленца - 40 %

Хорошего педагога - 35 %

Опрос проведён на сайте ГородскиеНовости.РФ

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА