Новости
Евгений Артемьев: «Живых мертвецов не видел»
Обычно полевой сезон археологов в середине августа близится к завершению. Может быть, поэтому и отмечают они свой профессиональный праздник 15 августа, когда основной объём раскопочных работ уже выполнен. Но в этом году праздничная дата уже, как говорится, на носу, а дел ещё невпроворот. Евгений Артемьев, археолог, кандидат исторических наук, декан факультета истории Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева, едва нашёл время в своём рабочем графике, чтобы встретиться с нами и рассказать о том, чем же сейчас так заняты археологи Красноярска.
— Евгений Владимирович, так что за бум такой этим летом на раскопки?
— Действительно, работы у нас в этом году довольно много. Практически все археологи задействованы на выполнении государственного контракта по определению границ территорий памятников археологического наследия. Такая работа ведётся не только у нас в регионе, но и в целом по всей стране. Это трудоёмкий, сложный и важный процесс. Чтобы было понятно, поясню на примере. Возьмём древнюю стоянку, случайно обнаруженную, допустим, 10 лет назад. Протяженность этой территории никто не определял, а ведь стоянка является памятником археологического наследия. Сейчас мы должны определить границы территории, чтобы в случае начала какого-нибудь строительства не разрушить памятник.
Продолжаются__ предварительные археологические исследования на территории Афонтовой горы в зоне строительства четвёртого моста. В основном там ведутся разведочные работы. Мы забиваем шурфы на проектную глубину, для того чтобы выяснить, есть там археологические материалы или нет. Скорее всего, раскопки здесь продолжатся и осенью, и будут найдены интересные артефакты. __
— Ещё не____ ясно, насколько сенсационными окажутся находки?
— Понимаете, археологический материал в понимании профессионала не делится на сенсационный и несенсационный. На самом деле любой элемент прошлого важен и значим. Буквально каждый артефакт, добытый археологами, имеет в первую очередь общечеловеческую значимость. А сенсации делают СМИ из каких-то удивительных фактов, касающихся тайн прошлого, которые в основном благодаря опять же журналистам__ __таковыми и стали. К примеру, помните, сколько шума было поднято вокруг обнаружения мумии алтайской принцессы, мол, потревожили прах предков и так далее. Как историк скажу, этнос алтайцев и археологическая культура, к которой относится мумия, ничего общего между собой не имеют. Так же и некоторые другие современные народы, живущие в местах расположения курганов тагарской культуры, не должны считать себя предками тех, кто погребён в курганах. Поскольку современные этносы образовались на несколько сотен лет позднее тагарцев.
— К слову, раз уже коснулись такой щекотливой темы, как ____прах наших предков ____— тревожим мы его или нет____ при раскопках, хотелось бы услышать ____Вашу личную точку зрения____ на этот счёт____.
— Я ни в коей мере не подменяю наукой мораль, но по факту археологи не занимаются гробокопательством. Мы не разрушаем могилы недавних кладбищ, которые обозначены на топографических картах. К примеру, не ведём работы на том же Всехсвятском кладбище, которое было действующим до 20-х годов XX века. О нём знают и историки, и археологи. И никакого предмета археологии там нет. Другое дело, если специалист занимается раскопками на территории древнего поселения и вдруг обнаруживает кладбище, которое не отмечено ни в одних архивных источниках. Помните, лет десять назад наши красноярские археологи выкопали самый первый некрополь Красноярска. Его местоположение не было указано ни на одной карте. И тут вдруг обнаруживается, что в центре нашего города располагается самый первый некрополь с останками жителей казацкого поселения. И это был действительно предмет археологии. Мы обнаружили интересный антропологический материал, ведь до этого момента в письменных источниках никаких указаний о болезнях красноярцев, о причинах их смерти не было.
Между прочим, обнаружили некрополь при строительстве дома, а ранее, ещё в советское время, на этой же территории был построен детский сад. Возможно, и при его возведении строители натыкались на артефакты, просто тогда на это никто не обратил внимания. И как здесь ответить на вопрос: тревожим мы прах предков или нет? В Хакасии в Минусинском районе большое количество деревень расположено в зоне курганов тагарской культуры, более того, некоторые огороды стоят прямо на курганах — то есть на костях.
— Скажите, приходилось ли Вам во время раскопок сталкиваться с чем-то мистическим?
— Лично я не видел ни летающих духов, ни живых мертвецов… Буквально недавно по одному из каналов показали фильм из серии “Таинственная Россия”, где рассказывалось о том, как злые духи Красноярска господствуют в городе, мешают археологам, и другие подобные страсти. Когда фильм ещё готовился, журналисты пытались выйти и на меня, но я не тот человек, который возьмёт какой-нибудь артефакт древностью в 200—300 тысяч лет и скажет, что от него исходит информация__, __возникают какие-то видения. Это будет неправдой.
Все мы в своей жизни сталкиваемся с вещами, которые не можем объяснить. Давайте вспомним, сколько непонятных явлений происходит с вами и с вашими родственниками, знакомыми. Также и археологи могут столкнуться с чем-то странным. Наша наука вообще встречается с массой необъяснимых вещей, но зачем их сразу называть мистическими?
— Насколько____ интересно и весело отмечают археологи свой праздник?
— На самом деле труд археолога тяжёлый и не всегда благодарный: ведь ты можешь и не найти артефакты. В наш профессиональный праздник по уже сложившейся традиции для новичков проводится посвящение в археологи. Это театрализованное действо с участием шамана, который интересуется у духов, принимать конкретного студента в археологи или нет. Тем, кого посвящают, надо пройти ряд испытаний, обычно это действо происходит непосредственно на месте раскопок. Вообще любое посвящение, будь то в юристы или в историки, связано в какой-то степени с древним обрядом инициации — проверкой на соответствие.