Новости
От горы бумаг к одному клику
Возможности интернет-услуг превышают спрос на них
Ещё недавно мы говорили о том, что наш город, регион, отстают в развитии информационных технологий. В частности, нам недостаёт электронного правительства, которое позволяет гражданам решать многие вопросы без личного посещения присутственных мест и контактов с чиновниками. Сегодня такие возможности появились, вот только мы ими не слишком активно пользуемся.
- Делается много, но проблема в том, что население отстаёт, - говорит руководитель управления информатизации администрации города Андрей Карасёв. - И одной из наших основных задач я считаю популяризацию. Нужно разъяснять людям, какие возможности уже сегодня дают им информационные технологии. Самый свежий пример: переход на новую схему подачи сведений по потреблению электроэнергии. Люди до сих пор стоят в очередях с показаниями счётчиков. А ведь сделать это можно за пять минут, не выходя из дома (убедился на личном примере). Достаточно просто зайти на сайт Энергосбыта и ввести свои данные. Безусловно, коллегам надо доработать интерфейс, потому что непонятно: принята информация, или нет. Но результат налицо - квитанция приходит именно с теми данными, которые ранее вводил пользователь.
Это только один частный пример. Тем не менее он достаточно показателен. Аналогичная ситуация в сфере предоставления муниципальных и государственных услуг. Зачастую граждане, отправляясь на приём в тот или иной департамент администрации города, просто не знают, что нужное им заявление можно подать, также не выходя из дома.
На протяжении нескольких лет в мэрии идёт планомерная работа по переходу на электронный формат предоставления услуг. Сегодня на сайте администрации города можно получить всю необходимую информацию по 72 услугам, оказываемым структурными подразделениями администрации города, и 21 услуге муниципальных учреждений. Информирование - это только часть современных возможностей, но часть достаточно весомая. Если раньше сведения о том, где и какую муниципальную услугу можно получить, были разрозненными и труднодоступными, то сегодня они собраны в одном месте и удобно структурированы.
Более серьёзным шагом является возможность подать электронное заявление, приложив к нему сканированные копии документов. Здесь же прописан регламентный срок оказания услуги. А о том, когда заявитель сможет получить готовые документы, его уведомят по телефону или электронной почте.
В настоящее время возможность подачи электронного заявления реализована для 25 муниципальных услуг. Их перечень достаточно многообразен. Предприниматели, к примеру, могут сверить свои расчёты с бюджетом по арендной плате или подать заявку на размещение рекламных конструкций.
Зачастую важно знать, как движется поданное заявление, на каком этапе находится решение вопроса. Сегодня такая возможность реализована для двух видов услуг: получение разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию.
К сожалению, отмечает Андрей Карасёв, скорость внедрения информационных технологий существенно опережает скорость восприятия обществом. И это является существенным тормозом развития механизмов электронного правительства. К примеру, с недавнего времени посетитель сайта администрации города может зарегистрироваться в личном кабинете. Однако оценить эффективность этого новшества пока что сложно. Ведь смысл кабинета, прежде всего - сохранение истории взаимодействия пользователя и администрации. А если такого взаимодействия нет, или оно эпизодическое?
Между тем примеры быстрого и повсеместного освоения информационных технологий сегодня есть. Это электронные торги. Несмотря на то, что в своё время высказывались большие сомнения, смогут ли предприниматели быстро освоить это новшество, практика доказала обратное. Сегодня электронный аукцион - привычная практика государственного и муниципального заказа. Более того, в эту сферу вовлекаются всё более обширные категории предпринимателей. Недавно в Красноярске прошли первые торги на право аренды мест для размещения рекламных конструкций. В ближайшей перспективе - торги на размещение временных сооружений. И подобная практика будет расширяться.
Как полагает Андрей Карасёв, бизнес сегодня к этому наиболее готов. Практически все предприниматели используют компьютерную технику, многие сдают отчёты дистанционно, у многих есть уже электронная подпись. Однако если вернуться к вопросу об электронных аукционах, то кроме очевидного предпринимательского интереса был ещё один важный фактор, который способствовал быстрому освоению новых технологий. Предприниматели могли пройти обучение технологии электронных торгов.
Сегодня, считает Андрей Карасёв, есть прямая необходимость обучать население всех возрастов, рассказывать о возможностях и механизмах электронного правительства. В Красноярске, в частности, такое обучение предполагается организовать на базе Ростелекома. И дело здесь не только в стремительном развитии информационных технологий. Принятые федеральные законодательные акты сняли «бумажные» барьеры на пути создания электронного правительства, и недалёк тот день, когда вместо многочисленных ведомств человек сможет виртуально обратиться в единый центр, интегрирующий все взаимоотношения человека и власти.
Обращения граждан в администрацию Красноярска через официальный сайт
Период | Количество электронных обращений | Доля от общего числа письменных обращений (%) |
январь - сентябрь 2011 года | 2977 | 36,1 |
январь - сентябрь 2012 года | 5384 | 44,7 |